Капитал (Екатеринбург)
13 февраля 2008, 12:35
"О приватизации Уктуса говорить рано"
П.Чибирев надеется реструктуризировать долг Второго свердловского авиапредприятия за короткий промежуток времени - к лету
- Петр Андреевич, задолженность Второго свердловского авиапредприятия составляет несколько миллионов. В региональном правительстве считают странным такой долг - ведь предприятие получает десятки миллионов рублей прибыли ежемесячно.
- Я уже говорил, в том числе и в правительстве, что эта задолженность начала образовываться с 2002 года.
- Вы возглавили ВСА три месяца назад, заменив Александра Тютина. Какие задачи перед вами ставили?
- Я сам поставил задачи. Главное - чтобы наше предприятие функционировало. А самая большая мечта - встать с колен и идти дальше. Я хочу разбить социалистические отношения, которые здесь цветут махровым цветом. Сейчас все помнят только слово "получать". Я бы хотел, чтобы все зарабатывали. И хорошо зарабатывали.
- Вы думаете, это возможно в таких условиях?
- Я взял мораторий на короткий промежуток времени, чтобы имеющиеся долги не тянули предприятие на дно. Налоговые органы пошли навстречу и предоставили отсрочку. Мы платим текущие налоги и где-то к середине года, думаю, к июню, выйдем на ноль. А потом появится определенная прибыль, и мы сможем погасить все долги.
- Будете использовать заемные средства?
- Занимать ничего не будем. К лету у нас традиционно увеличивается объем работ на воздушных судах, которые принадлежат нам - вертолетах Ми-8 и самолетах Ан-2. И практически сразу мы не только выходим в ноль, но и начинаем зарабатывать определенную дельту.
"Здесь политические баллы"
- Что дальше по вашей стратегии?
- Развитие предприятия я вижу в трех направлениях. Первое - это деловая авиация. Это сейчас очень актуально на рынке. Будем использовать для этих целей самолеты типа Як-40, Ан-74, "Пилатусы". Второе направление - вертолетная авиация, третье - развитие сети местных воздушных линий. Это доставка пассажиров и грузов по области, особенно в труднодоступные районы - Гаринский, Ивдельский и Таборинский.
- А как вам такой вариант: пройдет приватизация, а потом частный инвестор аэропорт сравняет с землей и построит на этом месте, например, современный торговый центр?
- Этот вариант исключен. Нужны слишком большие деньги, чтобы выкупить нас. Бизнес, основанный на системе "купи-продай" может здесь несколько раз кувыркнуться. А вообще в авиации коротких сроков окупаемости не бывает. Если ты деньги вложил, ты будешь дивиденды получать только через 10-15 лет.
- Уставный капитал Второго свердловского предприятия - порядка 88 миллионов. Если отбросить налоговые долги, вы правда верите, что его кто-то купит? Учитывая, что материальные активы, даже если брать недвижимость, давно устарели.
- Устарели, это верно. Но сегодня нужно смотреть чуть дальше. Иногда то, что стоит три копейки, в будущем даст политические дивиденды. Дело в том, что на сегодняшний день наше предприятие - уникум, других таких в России нет. Это первое. Второе - социальная сторона такого авиабизнеса. ВСА необходимо увязывать транспортные схемы на севере области, выполнять заказы госорганов при форс-мажорных обстоятельствах.
- Эти моменты влияют на отношение властей к владельцу ВСА. Вам известны потенциальные инвесторы?
- Пока у меня слишком короткий промежуток времени был. Я еще этим вопросом не занимался - не подошло время. Все нужно делать поэтапно.
- Вы говорите, что есть план связать Екатеринбург через Уктус с другими городами области. А есть база, есть самолеты, чтобы это сделать?
- Скажем так, база находится в начальном состоянии. В нашей собственности 11 вертолетов Ми-8 и 14 самолетов Ан-2. Кроме того, на нашем аэродроме базируются семь Як-40, два Ан-74, два "Пилатуса". У них другие хозяева. Мы берем эти самолеты в аренду и выполняем рейсы. То есть, занимаемся коммерческой деятельностью. У нас в собственности были 10 Ан-28, но сейчас их нет.
- Где они сейчас?
- Улетели куда-то. Я пока еще не разобрался.
"Государственный и частный карманы рядом"
- Взлетная полоса Уктуса какие самолеты позволяет принимать?
- На сегодняшний день длина нашей взлетной полосы - 1803 метра. Она в очень хорошем состоянии. Можно принимать Як-40, Ан-24. Есть реальная возможность принимать некоторые самолеты вместо Кольцово, например, когда там туман.
- Что говорят вам областные чиновники по поводу ситуации на ВСА?
- Наш вопрос - на повестке дня правительства области, в полной разработке. Его курирует министерство промышленности, а также министерство экономики и труда в лице Михаила Максимова. На последнем совещании в правительстве были озвучены те три направления развития, о которых я уже сказал, - по ним мы и будем работать.
- До того, как возглавить ВСА, где вы работали?
- Я воспитанник этого предприятия, пришел сюда в 1972 году. Работал от второго пилота до заместителя командира объединенного отряда. Когда здесь было пять эскадрилий самолетов и три эскадрильи вертолетов, этим всем я и руководил. Но у меня был перерыв на 10-15 лет как раз перед моим назначением. В это время я работал в Уральской инвестиционной корпорации и в других местах - в бизнесе, то есть. А вот появление в Уктусе десяти Ан-28, о которых я говорил, - это лично моя заслуга.
- Да? Почему?
- Потому что в свое время именно я убедил Юрия Петрова - тогда первого секретаря обкома - в их нужности. Я к нему подошел и обосновал все, написал служебную записку. Он через министра транспорта самолеты нам сделал. Они были очень удобны для летного состава. Например, летчики с Ан-2 переучились на Ан-28, с Ан-28 Сергей Николаевич Скуратов (гендиректор авиакомпании "Уральские авиалинии" - Ред.) брал их сразу на Ту-154. То есть, у людей была хорошая перспектива.
- С Сергеем Скуратовым у вас, кстати, какие отношения?
- Чудесные. Это настоящий руководитель, с которого я хотел бы брать пример.
- Эдуард Россель прежде намекал, что инвестором для Уктуса может стать УГМК. Вы контактируете с УГМК на этот счет?
- Я со всеми контактирую. Например, дал такую команду, что с нового года ни один договор с нашим предприятием не будет пролонгирован автоматически. Все бумаги будут подписываться мною. Все проходит через меня.
- Наверняка вы много интересного узнали о предприятии.
- Очень много. Например, что договоры, которые были заключены до меня, - кабальные для нас. Поэтому я сказал всем - собственникам самолетов, заказчикам рейсов, всем, кто контактирует с нами, вплоть до МЧС и Центра медицины катастроф: порог этого кабинета пересекается только в том случае, если у нас взаимовыгодные отношения.
- На что вы рассчитываете?
- Я встретился в выходные с министром транспорта Игорем Левитиным. Говорили о текущей ситуации и перспективах. На что я надеялся, я получил сполна - предприятие будет существовать. Ведь сейчас наконец поднимается вопрос развития малой авиации. Вы же знаете, как у нас в стране все происходит - кампаниями. Сперва кампания по реанимации одной отрасли, потом второй, третьей - ну вот, настала и наша очередь.
- Есть два варианта: приватизировать ВСА или создать на его основе государственное предприятие по развитию региональной авиации - от Левитина это прозвучало. Вам какой вариант ближе?
- Я сейчас не готов на этот вопрос ответить. Он так сложен на сегодняшний день! Дело в том, что государственный и частный карман - они рядом. Особенно в авиации - иногда не поймешь, где чей.
"Секрет в маленьких радостях"
- Куда делся ваш предшественник?
- Александр Тютин на пенсию пошел. Человеку нужно отдохнуть когда-то. Я так думаю, он тайм-аут взял, чтобы осмотреться, а потом принять решение, что дальше делать.
- Вы говорите, что удалось сохранить коллектив. Чем вы удерживаете персонал? Едва ли большие зарплаты можете предложить.
- Я почти каждый день с людьми разговариваю. Объясняю, что только вместе мы все сможем.
- У вас сотрудницы в приемной радовались - я невольно подслушала: где-то в туалете установили новый унитаз впервые за долгие годы...
- Почему бы и нет.
- То есть секрет в таких маленьких радостях?
- Естественно! Дело в том, что люди видят какие-то первые шаги, подвижки. Я не обещал золотых груд. Я говорю: как будем работать, так будем и получать. Если к нам кто-то придет, вольет рубль, то он тут же подумает, что с нас рубль десять как минимум надо получить обратно. Вот это я людям объясняю.
- А сами планируете сокращение штата?
- Я бы так не говорил. Но реструктуризация определенная будет - это неизбежно. Я буду пересматривать структуру и принимать решения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Капитал (Екатеринбург)». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 22, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через Сочи за 2024 год
Январь 21, 2025
Адаптация и устойчивость: как улучшить процессы наземного обслуживания рейсов
Январь 24, 2025
"Груз не имеет к нам отношения": в "Почте России" прокомментировали "летающие" посылки в Храброво
Январь 24, 2025
Назван возможный срок начала серийного производства самолета МС-21