Коммерсантъ - Самара
20 февраля 2008, 12:23
"Моторостроитель" завис в стратосфере
Гендиректором завода утвержден представитель Роскосмоса, но управлять заводом будет Оборонпром
Внеочередное общее собрание акционеров ОАО "Моторостроитель" было созвано вчера для утверждения отставки гендиректора Игоря Шитарева и избрания нового руководителя завода. В качестве единственного кандидата на этот пост на собрании был представлен заместитель генерального директора ФГУП "ЦСКБ-Прогресс" Дмитрий Носов. В итоге 99% голосующих акций господин Носов был утвержден на новом посту. Напомним, 11 января совет директоров "Моторостроителя" досрочно прекратил полномочия господина Шитарева по его собственному заявлению.
ОАО "Моторостроитель" - крупнейшее предприятие авиационно-космического двигателестроения. 50,67% акций владеет государство (ФАУФИ), 42,25% - ОАО "Национальный космический банк" (принадлежит ГК "Каскол" Сергея Недорослева). Кредиторская задолженность, по данным самого предприятия, - более 2 млрд руб. В III квартале 2007 года выручка составила 1,936 млрд. руб., чистая прибыль - 2,997 млн. руб.
Отставке Игоря Шитарева предшествовало столкновение на "Моторостроителе" интересов Оборонпрома и Роскосмоса, поскольку последний является основным заказчиком ОАО. В Роскосмосе опасались, что лоббирование Оборонпромом на самарском заводе своих интересов отодвинет производство космических двигателей (сейчас это 67% заказов "Моторостроителя") на второй план. Была даже идея выделения космического производства в отдельную компанию. Впрочем, госхолдинги достигли компромисса, решив поставить в управление предприятием представителя от каждого ведомства. Это позволит Роскосмосу обеспечить стабильность выполнения заказов. Согласно договоренностям Дмитрий Носов назначается гендиректором завода, а представитель Оборонпрома Василий Лапотько - его первым замом по экономике, инвестициям и финансам. Именно господин
Лапотько должен скоординировать работу по интеграции предприятий самарского куста в один из двигателестроительных холдингов.
11 августа 2007 года президент РФ подписал распоряжение о создании двигателестроительных холдингов, объединяющих предприятия машиностроительной отрасли. Изначально в проекте значились четыре холдинга: первый - на базе ММПП "Салют", второй - на базе ОАО "Климов" ММП им. Чернышева, третий - на базе Самарских машиностроительных предприятий: СНТК им. Кузнецова, "Моторостроитель", "Металлист-Самара", "Самарское конструкторское бюро машиностроения", а также Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО). Четвертый - на базе НПО "Сатурн", Уфимского МПО и Пермского моторного завода. Сроки реализации всего проекта неизвестны. В октябре системный проект был одобрен в Минпромэнерго. Сейчас он находится на рассмотрении в правительстве.
По данным "Ъ", сейчас эта концепция формирования холдинга из самарских предприятий существенно изменилась. В Роспроме посчитали, что из-за финансовых проблем на "Моторостроителе" и СНТК самарское объединение будет недееспособным. По словам пресс-секретаря Оборонпрома Ильи Якушева, "самарскую группу добавили к предприятиям НПО "Сатурн", Уфимскому моторостроительному производственному объединению и предприятиям Пермского моторостроительного комплекса". "Проблемы остались с КМПО. Казанцы активно возражают против вхождения в холдинг", - говорят в Оборонпроме.
В госкорпорации надеются, что указ президента о создании двигателестроительного объединения появится в течение двух месяцев. "После этого акции государства в предприятиях холдинга будут внесены в уставный капитал Оборонпрома, а государство получит акции Оборонпрома, - говорит господин Якушев. Параметры обмена акций пока неизвестны. "Интеграция при хороших прогнозах завершится в начале 2009 года, - говорит собеседник "Ъ". - При этом государству в холдинге будет принадлежать не менее 51% акций". Предполагается, что после завершения формирования холдинга все предприятия будут выполнять только производственные функции, а управлением будет заниматься Оборонпром. Но в самой госкорпорации не исключают, что в последсвиии на их место может прийти другая управляющая компания. По замыслу идеологов проекта, объединение позволит объединить научно-производственные потенциалы компаний, проводить единую производственную, ценовую и сбытовую политику и финансово оздоровить предприятия. При этом "Моторостроитель" продолжит выполнять заказы Роскосмоса.
Аналитик БКС Севастьян Козицын настроен менее оптимистично: "В течение года предприятия точно не удастся объединить - процесс надолго затянут проблемы Оборонпрома с другими собственниками, которые, несомненно, возникнут". По его словам, "хороший лоббистский ресурс "Ростехнологий", в интересах которого действует Оборонпром, может позволить им диктовать производственные планы и увеличить долю авиационных двигателей на "Моторостроителе", которых сейчас на рынке не хватает"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 17, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Стамбулом
Март 18, 2025
На заседании комиссии Госсовета обсудили развитие отрасли БАС
Март 18, 2025
Калужский аэропорт оборудуют системой обнаружения беспилотников
Март 18, 2025
Росавиация отказала Red Wings в допусках на регулярные рейсы в Нячанг - авиакомпания хотела запустить перелеты из Казани