О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Алжир опустил Россию с неба на землю

ОАО "РЖД" объявило о победе в тендере на строительство в Алжире транспортного железнодорожного узла. Выигрыш ОАО РЖД отчасти был обусловлен тем, что Россия согласилась забрать обратно 15 самолетов "МиГ", поставленных в Алжир

ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) объявило вчера о победе в тендере на строительство в Алжире транспортного железнодорожного узла. Выигрыш ОАО РЖД, по крайней мере отчасти, был обусловлен тем, что Россия согласилась забрать обратно 15 самолетов "МиГ", поставленных в Алжир. По оценкам экспертов, на данный момент выгода от соглашения ОАО РЖД, около $300 млн., несопоставима с потерей контракта по самолетам - $1,286 млрд. Однако в ближайшие несколько лет Алжир собирается потратить на железные дороги $7 млрд.

Как сообщили вчера в ОАО РЖД, контракт с Алжиром, срок выполнения которого рассчитан на три года, будет подписан в конце марта. Компании предстоит демонтировать более 58,5 км существующих железнодорожных путей и уложить около 95 км новых, модернизировать и построить 34 автомобильных путепровода и моста, электрифицировать железнодорожный узел (около 52 км). ОАО РЖД начало переговоры с Алжиром еще в 2006 году, в тендере, итоги которого были официально подведены вчера, принимали участие еще 28 компаний из Германии, Франции, Италии, Канады, Испании и Китая.

Как рассказал "Ъ" высокопоставленный источник в Минпромэнерго, победа ОАО РЖД стала условием, в обмен на которое Россия согласилась забрать 15 уже поставленных Алжиру истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ (см. "Ъ" от 18 февраля). Как сообщил "Ъ" источник в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), по итогам переговоров президентов России и Алжира 19 февраля соглашение о возврате 15 МиГов осталось в силе. "Алжиру нужно продемонстрировать Франции и США, что он не привязан к сотрудничеству с Россией по всем темам: нефти, газу, ВТС, - пояснил "Ъ" источник в ФСВТС.- Контракту по "МиГам" в данном случае просто не повезло - его выбрали для политической демонстрации, так как он был первым, по которому прошла крупная поставка".

Вместе с тем, по словам собеседника "Ъ" в ФСВТС, контракт по поставке истребителей (стоимостью $1,286 млрд на поставку 28 одноместных МиГ-29СМТ и шести двухместных истребителей МиГ-29УБТ, подписан в марте 2006 года) не считается расторгнутым. "Возможно, Алжир вернется к теме закупки российских самолетов", - говорят в ФСВТС. Алжиру уже предложены более современные МиГ-29М2 или МиГ-35. Вместо "МиГов" Алжир мог бы взять истребители Mirage 2000 по $30 млн. из наличия ВВС Франции или новые самолеты Rafale (российские самолеты стоили примерно по $20 млн.). Но Mirage 2000 на вторичном рынке мало, и в них заинтересованы индийские и пакистанские ВВС. Стоимость одного истребителя Rafale, включая средства авиационного поражения и наземное имущество - $60-80 млн.

"Отказавшись от МиГ-29СМТ, Алжир рискует остаться почти без современной истребительной авиации: 28 единиц Су-30МКИ (А), поставки которых начала Россия, явно недостаточно для такой страны, как Алжир. Из 36 белорусских МиГ-29 девять потеряно, а пригодными к эксплуатации являются только 12 истребителей. Но РСК МиГ теперь не имеет права ни на обслуживание этих самолетов, ни на восстановление боеготовности 15 аварийных машин, оставшихся от белорусской сделки", - говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Источник "Ъ" в авиаотрасли утверждает, что достигнута предварительная договоренность по возможной продаже 15 машин, которые вернет Алжир, российскому Минобороны. "Возвращенные Алжиром МиГ-29СМТ целесообразно передать ВВС РФ, тогда российские летчики впервые в постсоветское время получат современные истребители, а экспортным заказчикам будет послан недвусмысленный сигнал, что разговоры о возможности замены, в случае необходимости, иностранного покупателя на российского потребителя носят нериторический характер", - считает господин Макиенко. Но в пресс-службе РСК МиГ "Ъ" вчера сообщили, что "пока контракт с Алжиром не расторгнут, "МиГи" являются собственностью этой страны".

Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов уверен, что "алжирский контракт с ОАО РЖД несопоставим по цене со стоимостью самолетов". Эксперт оценивает контракт на строительство железной дороги в $2-2,5 млн. за километр, то есть "максимум в $300 млн.". Правда, по данным иностранной прессы, в целом правительство Алжира до 2010 года намерено потратить примерно $7 млрд на развитие железных дорог, так что у ОАО РЖД могут быть договоренности о продолжении сотрудничества с этой страной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка