Коммерсантъ
26 февраля 2008, 11:05
Branson"s coconut airways - but jet is on a flight to nowhere, say critics
Природоохранные организации высказывают сомнение относительно самолета, который частично работает на биотопливе
В воскресенье утром около 11.30 из лондонского аэропорта "Хитроу" взмыл в подернутое дымкой голубое небо авиалайнер Boeing 747, заправленный авиационным топливом и маслом, выжатым из 150 тыс. кокосовых орехов.
Спустя сорок минут этот первый коммерческий авиалайнер, работающий частично на биологическом топливе, приземлился в амстердамском аэропорту "Схипхол". Это, по мнению некоторых, создает все предпосылки для настоящей революции в авиации - в том, что касается ее влияния на окружающую среду.
Этот эксперимент - дело рук главы компании Virgin Atlantic сэра Ричарда Брэнсона, который считает полет историческим событием и первым шагом к использованию биологических видов топлива на коммерческих рейсах. Три из четырех баков Boeing 747 были заполнены обычным авиационным топливом, а в четвертый была залита смесь, состоящая на 80% из авиационного топлива и на 20% из кокосового масла и масла пальмы бабассу.
"Сегодняшнее событие является прорывом для всей авиационной индустрии в области биологических видов топлива, - заявил Брэнсон на пресс-конференции, проходившей прямо рядом с самолетом в одном из ангаров "Хитроу".- Компания Virgin Atlantic и ее партнеры доказывают, что можно найти альтернативу традиционному авиатопливу и летать на самолетах с использованием новых технологий, таких как экологически чистое биотопливо".
Брэнсон пообещал вложить прибыль своей транспортной империи в производство биотоплива, однако в связи с этим уже возникли серьезные сомнения. Критики утверждают, что производство биотоплива наносит ущерб развивающимся странам, поскольку оно поднимает цены на продукты питания и вредит окружающей среде, заставляя вырубать леса.
Испытания в "Хитроу", проводившиеся в партнерстве с компанией Boeing, производителем двигателей General Electric и компанией Imperium Renewables, призваны развеять эти опасения - ведь в полете было использовано биотопливо, изготовленное из кокосов, собранных на филиппинских плантациях, и масла бразильской пальмы бабассу.
В то же время Брэнсон признал, что биотопливная смесь, которой был дозаправлен самолет, не будет использоваться в промышленных масштабах.
Безумные идеи
Чтобы удовлетворить потребности авиации, потребуется существенно расширить площади, занятые кокосовыми плантациями, а это приведет к вырубке лесов. Кроме того, пальм бабассу, масло которых использовалось в эксперименте, не так уж много.
По словам Брэнсона, в поисках рентабельного биотоплива авиаиндустрии придется, по-видимому, обратиться к водорослям - таким образом, не понадобится вырубать леса и занимать земли, которые могли бы быть использованы для производства продовольствия.
"Этот первый полет поможет тем, кто серьезно относится к снижению выбросов углерода, продолжать работу над разработкой топлива будущего, топлива, которое будет приводить в движение наши самолеты в грядущие годы с помощью экологически чистых масел нового поколения, таких как масло из водорослей", - заявил Брэнсон.
В то же время природоохранные организации предупреждают, что выброс углекислого газа при переработке водорослей может быть больше, чем при использовании водорослей в качестве альтернативного топлива. Кроме того, есть вероятность, что выращивание водорослей ограничит запасы пресной воды, поскольку водоемы будут высыхать и их придется наполнять водой.
Представитель World Development Movement Тим Джонс заявил, что незначительность использованного в ходе испытаний количества биотоплива показывает всю сложность снижения выбросов авиационной индустрией: "Это обеспечивает снижение выбросов углекислого газа лишь на 20%, и пока нет технологии, которая позволила бы нам летать без выбросов".
Представитель экологической организации Friends of the Earth Кеннет Рихтер, в свою очередь, заметил: "Биотопливо - главный отвлекающий момент в борьбе с изменением климата. Появляется все больше доказательств того, что снижение выбросов от биотоплива очень незначительно. Если бы компания Virgin действительно серьезно относилась к вопросу снижения негативного влияния авиаиндустрии на окружающую среду, то она поддержала бы призывы о включении выбросов самолетов в список вредных факторов, перечисленных в программе борьбы с изменением климата".
В Великобритании на долю самолетов приходится 5,5% выбросов углекислого газа, и Virgin Atlantic уже не первая авиакомпания, которая экспериментирует с биологическими видами топлива. В начале этого месяца компания Airbus испытала самолет A380, заправленный топливом на основе сжиженного газа.
Широко разрекламированное компанией Virgin Trains испытание биотоплива в прошлом году было отменено после того, как компания лишилась франшизы CrossCountry на внутренние железнодорожные перевозки. Пресс-секретарь Virgin Trains сообщил, что компания рассматривает возможность проведения нового испытания на Западном побережье США.
Озабоченность низкой эффективностью биотоплива охватила крупные транспортные компании, в их числе и National Express, которая отказалась от испытания биотоплива в своих автобусах из опасения, что это принесет больше вреда, чем пользы для окружающей среды.
На прошлой неделе и правительство призналось в этих же опасениях, отдав указ о начале исследования экономического и экологического воздействия биотоплива.
Министр транспорта Рут Келли заявила, что британское правительство может и не поддержать предложение ЕС об увеличении доли биотоплива в бензине и дизельном топливе на 10% к 2020 году, если результаты исследования дадут повод для серьезных сомнений....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 27, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Челябинском
Март 26, 2025
Группа "Аэрофлот" в летнем расписании 2025 года будет выполнять полёты по 292 маршрутам
Март 28, 2025
Штраф за превышение лимита времени парковки на привокзальной площади Шереметьево вырастет
Март 28, 2025
Кольцово переходит на весенне-летнее расписание