О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Американцы побиты на своем поле

Airbus выиграл у Boeing контракт ВВС США на 40 млрд долларов

Впервые почти за 100 лет крупный контракт на поставку самолетов для американских ВВС выиграла иностранная компания. Вечером в прошлую пятницу в Вашингтоне было объявлено, что победа на тендере по выбору нового воздушного топливозаправщика для ВВС США присуждена модели KC-30, совместно предложенной калифорнийской авиастроительной компанией Northrop Grumman и европейским холдингом EADS. Причем в этой паре Northrop Grumman исполняет роль младшего партнера. KC-30 разработан на базе коммерческого лайнера A330, выпускаемого Airbus - дочерней самолетостроительной компанией EADS. Контракт предварительно оценивается в 35-40 млрд долл. Однако для европейцев он стоит больше, чем просто деньги. Ведь в перспективе для EADS открывается доступ к последующим оборонным заказам США. "Это замечательная победа на американском рынке, - заявил глава EADS Луи Галуа в интервью французскому радио France-Info. - Побить Boeing на американском рынке? Ну что ж, мы очень этим гордимся".

Последний раз такая возможность у европейских авиастроителей была в самом начале эры авиации - непосредственно перед первой мировой войной и в ходе нее. В частности, самолеты-танкеры, используемые для дозаправки истребителей и бомбардировщиков в воздухе, в течение 50 лет, т.е. с тех пор, как пилоты научились выполнять такие операции, американским военным монопольно поставляла компания Boeing. Она же, как ожидали специалисты, должна была выиграть и нынешний тендер. Однако представители Пентагона заявили, что КС-30 больше и грузоподъемнее варианта, предложенного Boeing, и это заставило их выбрать европейскую модель. У Boeing еще остается право оспорить выводы тендерной комиссии. Пресс-секретарь Boeing Джим Конделлес заявил, что компания еще не решила, будет ли она официально протестовать.

Программа, которую выиграли европейские концерны, предусматривает строительство 179 самолетов, которые будут приняты в эксплуатацию американскими ВВС под официальным обозначением KC-45A. Общая ее стоимость может достичь 40 млрд долл. Первоначальный контракт Пентагона с Northrop Grumman стоит 1,5 млрд долл. и подразумевает строительство четырех экспериментальных экземпляров танкера.

Между тем наряду с законной гордостью EADS, вероятно, придется испытать в ближайшее время политические нападки с разных сторон. Дело в том, что по условиям контракта окончательная сборка танкеров KC-45A должна выполняться в Америке. Airbus уже объявил, что выбрал для этого площадку в городе Мобайл, штат Алабама. Компоненты самолета, изготовленные в Европе, будут доставляться туда в разобранном виде. Чтобы достаточно загрузить новый завод в Мобайл, Airbus перенесет туда и сборку грузовых гражданских А330 (которые послужили основой для танкера), создав, таким образом, новые рабочие места в Америке. Между тем дома, в Европе, концерн проводит программу рационализации, связанную с увольнением 10 тыс. работников с предприятий в разных странах Старого Света. Предупреждая неизбежные обвинения в недостатке патриотизма, Луи Галуа сказал радио France-Info: "Мы создаем много рабочих мест в Америке, но мы также создаем их в Европе". Президент Франции Николя Саркози вчера поддержал американское начинание европейского концерна, назвав победу на танкерном тендере "историческим успехом".

Между тем в самой Америке немало тех, кто считает это событие досадной неудачей. "Нам нужен американский танкер, построенный американской компанией, руками американских рабочих", - заявил, выражая эту точку зрения, республиканский депутат палаты представителей от штата Канзас Тодд Тьярт. В городе Эверетт (штат Вашингтон), где находится один из крупнейших заводов Boeing, прошла небольшая демонстрация активистов местного профсоюза под лозунгом "Американские рабочие - лучший танкер"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка