Военно-промышленный курьер
5 марта 2008, 12:32
Европейский дебют
Корпорация "МиГ" передала стране НАТО партию обновленных МиГ-29
На авиабазе Слячь 29 февраля состоялась торжественная церемония передачи ВВС Словакии двенадцати модернизированных РСК "МиГ" самолетов МиГ-29СД, успешно завершивших программу войсковых испытаний. В церемонии приняли участие министр обороны Словакии Ярослав Башка и начальник Генерального штаба ВС Словакии генерал Любомир Булик.
С вводом в строй эскадрильи МиГ-29СД ВВС Словакии качественно обновятся. Возможности и характеристики этих машин, их техническое состояние полностью соответствуют жестким требованиям НАТО, что для Словакии, в 2004 г. вступившей в альянс, имеет первостепенное значение. Эти самолеты смогут эффективно выполнять свои задачи до 2030-2035 гг., в то время как без доработок их бы списали в утиль уже в следующем десятилетии. Для РСК "МиГ" успешное завершение программы модернизации словацких истребителей стало авторитетным подтверждением эффективности предложенных российскими специалистами технических решений, востребованных в том числе и государствами, входящими в НАТО.
Работы по модернизации проводились в соответствии с рамочным контрактом, подписанным Минобороны Словакии и РСК "МиГ" в 2002 г. Принципы интеграции новых элементов авионики в БРЭО самолетов, технология модернизации, конструкторская документация были разработаны и апробированы специалистами РСК "МиГ" в Москве. А сам процесс ремонта и обновления истребителей осуществлялся на предприятии LOT в городе Тренчин. Причем операции по монтажу оборудования и систем западного производства выполняли российские специалисты.
Работы по модернизации словацких "мигов" можно условно разделить на две части. Это, во-первых, непосредственное обновление систем и оборудования и, во-вторых, адаптация БРЭО самолетов к стандартам НАТО. Первая фаза характеризуется включением в состав авионики ряда новых функциональных систем, объединенных мультиплексным каналом информационного обмена, соответствующим MIL STD 1553B. В кабине пилота установлены новые приборы российской разработки, в частности бортовой компьютер БЦВМ МВК-03, цветной многофункциональный индикатор, система видеорегистрации. В части нового оборудования реализован принцип открытой архитектуры, что в будущем позволяет практически без доработок устанавливать дополнительное оборудование и применять новые средства поражения российского или зарубежного производства.
Адаптация БРЭО истребителей ВВС Словакии к западным требованиям сводится к интеграции комбинированных запросчиков-ответчиков (для одноместных истребителей) и ответчиков (для учебно-боевых машин) производства компании BAе systems, систем связи и навигации фирмы Rockwell Collins, радиомаяков и светосигнального оборудования, соответствующих стандартам НАТО/ИКАО.
Установка новой аппаратуры госопознавания - это, пожалуй, важнейший элемент адаптации к западным стандартам, поскольку пилоты не прошедших модернизацию МиГ-29 других стран Европы, как правило, не могут классифицировать обнаруженную цель самостоятельно и вынуждены обращаться к наземному центру управления. Последний определяет принадлежность цели, опираясь на имеющуюся на земле информацию, и выдает соответствующие команды на борт.
Навигационное оборудование самолета дополнено приемниками тех систем, которые используются в НАТО. Кроме того, модернизация обеспечивает полную совместимость с существующими навигационными системами НАТО. Для летчиков ВВС Словакии полет на модернизированном МиГ-29 с точки зрения навигационного обеспечения не будет отличаться от полета на истребителях западного производства. Модернизированное оборудование кабины позволяет отображать навигационно-плановую обстановку с привязкой к текущему положению самолета.
Обновленное связное оборудование позволяет работать в радиосетях управления авиацией, взаимодействовать с пунктами УВД, а также с подразделениями сухопутных войск и военно-морских сил НАТО. Работы РСК "МиГ" в Словакии - это первый пример, когда фирмы из России и ряда западных стран на территории государства-члена НАТО совместными усилиями совершенствовали боевые самолеты российского производства.
Модернизированный "МиГ" соответствует всем стандартам ИКАО, что позволяет выполнять полеты по международным воздушным трассам в заполненном самолетами небе Европы. Следует отметить, что в ВВС Словакии МиГ-29 останутся "чистыми" истребителями, получившими расширенные возможности по перехвату нарушителей воздушного пространства. Контрактом не предусматривалось придание этим машинам ударных возможностей, соответствующих модификации МиГ-29СМ и, тем более, МиГ-29СМТ.
Помимо модернизации бортового радиоэлектронного комплекса, специалисты РСК "МиГ" провели на словацких истребителях большой объем работ по доработке и усилению некоторых элементов планера. Кроме того, удалось в 3,5 раза уменьшить количество агрегатов с ограниченным ресурсом. На аэродроме базирования внедрена наземная автоматизированная система контроля, формирующая "динамический паспорт" технического состояния каждой машины. Это позволяет прогнозировать техсостояние истребителей и проводить своевременное обслуживание систем и агрегатов. Теперь российские истребители ВВС Словакии будут эксплуатироваться по техническому состоянию, без установления межремонтных сроков и ресурсов. Регламентируются лишь сроки проведения несложного периодического технического обслуживания и такой процедуры, как оценка технического состояния. По ее результатам выполняются соответствующие контрольно-восстановительные операции и продлеваются сроки службы.
Сложные работы по обеспечению технической готовности самолетов, включая поиск и устранение возможных неисправностей оборудования, будут выполнять бригады квалифицированных специалистов РСК "МиГ" во взаимодействии со штатным техническим составом ВВС Словакии.
В результате этих мероприятий ресурс модернизированных словацких "мигов" продлен до 40 лет и 4000 летных часов. Напомним, что назначенный ресурс первых МиГ-29 составлял 2500 летных часов, или 20 лет. Эксплуатация по техническому состоянию позволяет сократить стоимость летного часа почти на 40%.
Получившаяся в результате проведения этих работ модификация истребителя имеет, как уже упоминалось, фирменное обозначение МиГ-29СД, однако в ВВС Словакии эти машины обозначаются как МиГ-29АС (одноместные) и МиГ-29УБС. В ходе войсковых испытаний истребители приняли участие в учениях, проводившихся в рамках НАТО, и продемонстрировали высокие боевые, летно-технические и эксплуатационные характеристики, полностью удовлетворяющие словацких военных. Один из обновленных истребителей планируется продемонстрировать на авиасалоне ILA 2008, который пройдет в Берлине в конце мая этого года.
Надо отметить, что в результате модернизации техническая готовность парка МиГ-29АС/УБС ВВС Словакии превысила 80%. Это отличный показатель, превышающий требования, предусмотренные контрактом на проведение ремонта и модернизацию этих машин. Эти цифры выглядят особенно убедительными, если вспомнить тот факт, что боеготовность некоторых вполне современных американских F-15C/D, на которых в последнее время выявлен ряд конструктивных дефектов, в ВВС США составила около 60%.
Словацкие МиГ-29АС/УБС уже осмотрели представители ВВС Польши, располагающих 45 истребителями этого типа. Комплекс проведенных в Словакии работ вызывает вполне закономерный интерес и у других новых членов НАТО, продолжающих эксплуатировать МиГ-29. Это Венгрия, имеющая 26 МиГ-29, Болгария с 20 МиГ-29 и Румыния с 18 машинами этого типа. Надо напомнить, что РСК "МиГ" в течение 2008 г. должна закончить работы по приведению болгарских МиГ-29 в боеготовое состояние, хотя контрактов на модернизацию этих машин пока не заключалось. В целом руководство корпорации оценивает мировой рынок работ по модернизации истребителей семейства МиГ-29 в 7-8 млрд долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Стали известны новые подробности развития санитарной авиации в Мордовии в рамках нацпроекта
Декабрь 23, 2025
Рейс Екатеринбург - Душанбе задержали почти на 10 часов