Газета
6 марта 2008, 11:41
В Москве зацветут "Тополя"
По центру Москвы проедут и пролетят 130 единиц наземной техники и самолетов, в том числе мобильные МБР "Тополь-М", комплексы ПВО "Искандер-М" и стратегические бомбардировщики Ту-160
Зрелище обещает быть красивым (последний раз столица наблюдала воздушный и наземный парады в 1995 году на Поклонной горе), но опасным для зрителей и города. Достаточно взять не самую габаритную единицу техники - самоходный ЗРК "Бук" (а точнее, его современную модификацию "Урал"). Его шасси может быть как гусеничным, так и колесным, а состоит он из командного пункта и двух-четырех огневых секций, каждая из которых имеет по четыре ракеты массой около 600 кг. Общая масса ЗРК - 28--30 тонн.
Но это мелочь на фоне танка Т-90 и комплекса "Тополь-М". Новейший российский танк, разработанный с учетом опыта боев в Грозном, невелик по сравнению с западными "собратьями", например 70-тонным израильским "Меркава", но все равно весит 48 тонн, а длина с учетом пушки достигает 10 м при ширине почти 4 м. Восхищенному зрителю не стоит забывать, что Т-90 - это лишь продолжение удачного Т-72Б и, по оценкам международных экспертов, уступает лучшим западным образцам (тому же "Леопарду-2").
А вот краса и гордость РВСН - межконтинентальная ракета "Тополь-М" в мобильном варианте базируется только на колесном шасси, но городским улицам от этого не легче. Масса комплекса - 87 с лишним тонн (сама ракета весит 47 тонн), а радиус поворота - целых 18 м. Правда, для парада комплекс может быть оснащен не настоящей ракетой, а ее муляжом.
В 2007 году над Красной площадью пролетели девять истребителей Су-27 и МиГ-29. Кроме Москвы, если считать все мировые столицы, авиация летает только над Парижем и Дели, причем над Сеной 14 июля появляются только легкие учебно-боевые типы. Даже в советское время после 1961 года воздушные парады в Москве не проводились. Теперь Москва станет исключением из мировых правил авиационной безопасности: 9 Мая над городом пролетят настоящие стратегические бомбардировщики Ту-160. Все 14 имеющихся в ВВС самолетов являются носителями крылатых ракет Х-55, поэтому пустить над Кремлем какой-нибудь Ту-160 в учебно-тренировочного варианте или варианте стартового комплекса космических сил не получится: их просто нет в России. Полетят боевые самолеты.
Еще в начале 1990-х годов на этих летающих монстрах длиной 54 м и размахом крыла до 55 м были установлены 44 мировых рекорда, однако в их числе полеты на сверхмалых высотах и скоростях, то есть то, что требуется для воздушного парада, не значатся.
Столичные власти пока никак не комментируют предстоящие мероприятия. Между тем они должны стать настоящим испытанием для городских улиц, которые за годы без парадов военной техники успели обзавестись и подземными торговыми центрами (например, "Охотный ряд"), и дорогостоящими стеклопакетами квартир на Тверской.
Пока Бакин успокоил лишь в одном: брусчатке и асфальтовому покрытию столичных улиц вреда парад не нанесет. Вся гусеничная техника будет оборудована асфальтоходными гусеницами. Не будут демонтироваться и троллейбусные линии по маршруту движения техники: их только трижды обесточат - на время парада и генеральных репетиций. Опрошенные "Газетой" эксперты подтвердили слова генерала: по их мнению, колонна из 130 единиц военной техники, причем с обрезиненными гусеницами, вряд ли нанесет вред дорожному покрытию. Максимум, что может случиться, - это сломаются люки колодцев, расположенные по ходу движения. Проблемы могут возникнуть, если техника пойдет по мостам: недаром для грузового транспорта весом более 30 тонн (для тягачей с прицепом - более 38 тонн) требуется получить разрешение, прежде всего в "Гормосте". Однако точный маршрут движения военной техники командование МВО держит в тайне. Бакин сообщил только парадный маршрут: технику доставят в Москву на железнодорожных платформах в район Пресни, собираться она будет на Тверской, а маршрут парада - на Красную площадь справа от Исторического музея, по Кремлевскому проезду, с площади на Васильевский спуск, оттуда направо, на набережную Москвы-реки. Остальные подробности, как сообщили корреспонденту "Газеты" в пресс-службе МВО, не разглашаются в целях обеспечения безопасности. Однако можно предположить, что сгружаться техника будет на станции "Беговая", откуда через Ленинградский проспект выйдет на Тверскую. А вот куда после парада уйдут танки по набережным, можно только гадать.
По поводу сохранности подземного пространства на пути следования парада есть сомнения. "Раньше тяжелая техника на парадах также ходила по центральной части Москвы. В результате на глубине залегли трещины в коммуникациях, даже 20-метровой глубины залегания, особенно в районе Кремля, перед поворотом к Остоженке, перед площадью Маяковского, Пушкинской площадью. Полости, которые создавались там ранее, возможно, как раз будут выявлены в ходе прохода тяжелой техники, - рассказал в интервью корреспонденту "Газеты" глава отряда "Диггерспас" Вадим Михайлов. - Рядом проходят сооружения метрополитена неглубокого залегания, кабели, вентиляция, системы москоллектора, газ и так далее. Все это увязано в инфраструктуру, которая, я думаю, будет страдать от вибрации и усадки. Еще четыре года назад Кремль официально обращался к нам для обследования сооружений, которые начали погружаться в ил и заиливаться. Под кремлевские стены стала попадать вода, усадки пошли на всем архитектурном ансамбле Кремля. Поэтому такие встряски для Боровицкого холма нежелательны. Крайне нежелательны они и для Манежа".
Неизвестно, застрахованы ли риски проведения парада: проезжающие в гражданских кварталах ракетные комплексы и пролетающие над домами бомбардировщики являются механизмами повышенной опасности. Как сообщил источник "Газеты" на страховом рынке, очень часто такие мероприятия страхуются без разглашения информации. "Во-первых, можно вообще застраховать мероприятие от непроведения, например, в связи с непогодой, - говорит он. - Но я думаю, что парад состоится при любой погоде, поэтому этот риск можно и не страховать. Второй важный момент - это страхование ответственности устроителей мероприятия за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Но вряд ли государство пойдет на страхование этих рисков в данном случае, так как это будет достаточно дорого. Здесь есть еще один нюанс: это государственное мероприятие, и если что-нибудь случится, например повредят машину, то водителю следует обратиться к устроителю мероприятия, который найдет возможность спихнуть это на командира полка, и они договорятся о каком-нибудь возмещении".
А жителям Тверской и прилегающих к Кремлю окрестностей пора привыкать к ежегодному грохоту военной техники. Что, по мнению директора департамента городской недвижимости компании "Усадьба" Екатерины Батынковой, вряд ли снизит цены на квартиры в этом районе. "Тверская давно уже давно превратилась в улицу не для семейного проживания, - поясняет она. - Сомневаюсь, что среди покупателей найдутся столь пугливые или слишком претенциозные персоны". Видимо, тем, кто хочет иметь квартиру с видом на Кремль, негоже пугаться родных танков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 8, 2025
В аэропорту Краснодара приступили к заливке бетона нового перрона
Декабрь 8, 2025
ФАС выдала предупреждения главным операторам аэропортов Сочи, Калининграда и Екатеринбурга
Декабрь 8, 2025
Росавиация обратила внимание эксплуатантов на минимизацию рисков выкатывания воздушных судов за пределы взлетно-посадочных полос
Декабрь 8, 2025
Аккредитация предприятия в качестве подразделения транспортной безопасности