Красная звезда
6 марта 2008, 11:50
Ангел-хранитель полка
У летчиков одного из полков 8-й авиационной Краснознаменной дивизии особого назначения давно сложились свои представления о месте женщин в авиации. Инструктором по парашютной подготовке у них служит представительница прекрасного пола
Каждый летчик в авиадивизии, дислоцированной в Чкаловском, не понаслышке знает ефрейтора Людмилу Попову. Вот уже десять лет она готовит летные экипажи целого полка соединения ВВС к нештатным ситуациям в полете, контролирует исправность спасательного снаряжения экипажей. Людмила Захаровна - единственная женщина-инструктор по парашютной подготовке на всю парашютно-десантную службу дивизии. Благодаря ей минимум два раза в год летчики полка освежают навыки прыжков с парашютом и каждый раз отправляются в рейс с полной уверенностью в том, что все спасательное снаряжение исправно и готово к применению. Они даже иногда подтрунивают над своим наставником: мол, Людмила Захаровна пришла: всем надеть парашюты - сейчас прыгать идем.
Укладчик парашютов и не только
Ежегодно под ее руководством парашютную подготовку проходят летчики полка дивизии, который выполняет особые задачи по перевозке личного состава и грузов. В ее хозяйстве несколько десятков спасательных парашютов, плотов, жилетов. Все это должно безотказно сработать в любой ситуации и, вполне возможно, спасти жизнь. Несмотря на ефрейторское звание, парашюты ей приходится укладывать и главкомам, и штурманам. В небе для нее все равны, говорит инструктор Людмила Захаровна.
О себе рассказывает неохотно: "Укладчик парашютов, в/ч такая-то...", - и только. Потом как будто вспоминает: "Еще инструктор парашютной подготовки". О том, как попала в парашютно-десантную службу дивизии в 1994 году, вспоминает, что вначале уговорили: "Один-два "прыжочка", сказали, сделаешь, чтобы отметиться". А потом затянуло, тем более что сформировалась сильная команда по парашютному спорту: постоянно в соревнованиях участвовали. Вот и "подвязалась" с ними. Довелось принимать участие в массовом прыжке - рекорде России 2000 года. "На показательных часто выступаем: по акробатике, в групповых прыжках, - перечисляет Людмила. - Всего и не упомнишь. Вот и недавно в Монино на юбилее - 95-летии ВВС в составе 69 парашютистов совершила прыжок.
"И потом все-таки, когда кого-то учишь, нужно самой все это уметь", - замечает Людмила Попова.
Рожденная в День ВДВ
Сегодня за ее плечами 10 лет инструкторской работы и 2 тыс. прыжков. А когда-то, еще питерской девчонкой, как и большинство ее сверстниц в то время, мечтала прежде всего выйти замуж, растить детей. И даже представить себе не могла, что судьба ее будет связана с небом. "Только вот День рождения пришелся на 2 августа, День ВДВ, - смеется теперь над таким совпадением Людмила Захаровна. - Как будто знак свыше был".
Да и как можно было планировать, когда была замужем за офицером, тем более летчиком: никогда заранее не знаешь, где можно оказаться. Как и любая другая жена военнослужащего, за свою жизнь Людмила успела сменить несколько мест службы. Сначала Германия, затем Узбекистан, Казахстан и только потом Москва. А когда дочери родились, Катя и Вика, там уж точно не до карьеры. Сейчас обе уже выросли, самостоятельными стали: старшая работает давно, а младшая 11-й класс заканчивает, уже в институт поступила. А когда еще маленькие были, то на выезды мама их брала все время с собой. "На старте жили, с нами вместе вставали. Из парашютов делали импровизированные палаточки - девчонки там спали, - вспоминает Людмила. Даже на вертолетах катались: прыгать хотели, только теперь - боятся". Да и мать сама не советует: уж больно много самой пришлось повидать и на себе испытать за время работы.
Инструктор для космонавтов
Сама ефрейтор Попова от парашютной подготовки вряд ли откажется: вся жизнь в ней. Тем более что кроме летчиков тренировать иногда приходится и космонавтов. Людмиле довелось работать с такими известными космонавтами, как Валерий Корзун и Юрий Гидзенко.
Как объяснила инструктор, в цикле подготовки космонавтов предусмотрена специальная парашютная подготовка - этот раздел у них считается самым сложным. "Раз в году нас к ним приглашают, но мы и сами туда просимся, - рассказывает Людмила Захаровна. - Подготовка там очень сложная - устаешь ужасно. Зато как интересно!" В течение месяца космонавты проходят интенсивный курс: 6 прыжков в день по 3 дня в неделю - получается 72 прыжка в среднем. Не каждый выдержит такой ритм. К каждому космонавту на этот период прикрепляется личный инструктор, а то и два, и подготовка начинается с самых азов.
Сначала Д1-5У - отделение от вертолета показать, следующий этап - "расчековка" через 2 секунды, при этом парашют сам раскрывается. Потом идут задержки свободного падения: 5, 10, 15 и 20 секунд. Затем задача усложняется - беспорядочное падение. Потом космонавт переходит на "крыло" (управляемый парашют), и только тогда начинается непосредственное выполнение программы подготовки космонавтов. Помимо самого прыжка, в воздухе они обязательно ведут репортаж о том, что видят и что делают, решают различные логические и математические задачи трех уровней сложности.
- Если с задачей, то прыжок производится непосредственно с инструктором: отделяемся, а перед отделением надеваешь на руку космонавту браслет: он срывает, а там задача, - объясняет инструктор. - Задачи сложные. К тому же на земле на задачу - 30 секунд, а в воздухе - 27.
И все то время, пока мы говорили о прыжках, о семье, о работе, о спорте - меня не покидала мысль о том, что представить Людмилу Попову вне всего этого я уже не мог. Как настоящая женщина, она успевает быть матерью и парашютистом, укладчиком и инструктором. И все эти качества не только прекрасно уживаются в ней, но и гармонично дополняют друг друга....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 22, 2025
Цифровые испытания: как Китай смог организовать ускоренную сертификацию авиационных беспилотников
Апрель 30, 2025
Пассажиропоток в аэропорту Хабаровска вырос в 1,5 раза
Апрель 30, 2025
Строительство нового аэропорта в Омске планируют начать в 2026 году
Апрель 30, 2025
В Магнитогорске назначили нового директора аэропорта