Коммерсантъ
11 марта 2008, 09:09
Российские авиакомпании попали в Бермудский треугольник
Минтранс ограничил ввоз в Россию иностранной авиатехники старше 15 лет. В министерстве утверждают, что все дело в необходимости дополнительных проверок технического состояния самолетов и речь идет лишь о временных ограничениях. Однако участники рынка, не предупрежденные об инициативе Минтранса, уже теряют из-за нее доходы
Как стало известно "Ъ", Минтранс запретил регистрацию на Бермудских островах ряда самолетов иностранного производства, заказанных российскими авиакомпаниями. В письме исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Евгения Чибирева на имя премьера Виктора Зубкова (копия имеется в распоряжении "Ъ") сообщается, что решение Минтранса вводит "запрет на ввоз и эксплуатацию в Российской Федерации ряда воздушных судов, возраст которых превышает 15 лет". В письме отмечается, что "летная годность самолетов определяется не сроком их создания, а подтверждением способности выполнять пассажирские авиаперевозки с обеспечением высокого уровня безопасности полетов". Евгений Чибирев подтвердил "Ъ" факт отправки письма, подчеркнув, что решение Минтранса не обсуждалось с авиакомпаниями, которые оказались "поставлены перед фактом" невозможности ввезти более десятка уже купленных самолетов.
В Минтрансе "Ъ" подтвердили, что 15 февраля не согласовали регистрацию в бермудском реестре ряда воздушных судов. "Никаких запретов на эксплуатацию подержанных самолетов в России мы не вводили,- заверил "Ъ" глава департамента по госполитике в области воздушного транспорта Владимир Тасун.- Просто потребовалось дополнительное время, чтобы инспекторы Ространснадзора провели более детальную проверку летной годности воздушных судов, изготовленных более 15 лет назад". В обоснование данного решения чиновник привел пример США, где к самолетам "стареющего парка" применяются повышенные требования технического контроля.
Так, у авиакомпании "ЮТэйр" под запретом находилось три ATR-72. "Самолеты давно покрашены и готовы к отправке,- рассказал "Ъ" гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов.- Логика такого решения нам непонятна, ведь эти самолеты идут на смену 35-летним Ан-24 и Як-40". Он также отметил, что самолеты взяты в финансовый лизинг, по которому авиакомпания уже совершает регулярные платежи. Заместитель главы "Аэрофлот Норд" Олег Усманов также подтвердил "Ъ", что ряд предварительно заказанных компанией самолетов попал под запрет Минтранса. В "КД Авиа", у которой на Бермудах зависло два Boeing 737, надеются, что проблема будет решена быстро. "Эти два самолета еще проходят D-Check (тяжелая форма технического обслуживания.- "Ъ"), финансовых потерь по сделке мы пока не несем",- сказал "Ъ" исполнительный директор авиакомпании Леонид Ицков.
Авиаперевозчики поясняют, что Минтранс отказался согласовать приложение 83-bis к межправсоглашению между Россией и Бермудами. В нем перечислены бортовые номера самолетов, которые будут обслуживаться бермудским авиационным реестром. "Иностранные собственники самолетов (лизинговые компании.- "Ъ") не спешат регистрировать их в России, поскольку наша страна не присоединилась к Киотской конвенции о защите собственности",- пояснила "Ъ" гендиректор SkyExpress Марина Букалова (компания планирует ввезти самолет Boeing 737 1992 года выпуска в мае). Кроме того, надзор за техническим состоянием судов в России выливается в дополнительные затраты для авиакомпании, в том числе на обучение российских инспекторов работе с иностранной техникой и оплату их труда.
По словам Владимира Тасуна, ввоз большинства самолетов уже разрешен (письмо об этом, по словам чиновника, отправлено бермудским авиавластям 5 марта), под запретом осталось только два самолета "КД Авиа", которые старше 20 лет. "Перевозчикам, чьи самолеты были выпущены в 2008 году, мы согласовали документы без всяких задержек",- добавил чиновник. Но ни в одной авиакомпании факт решения проблемы не подтвердили.
Эксперты согласны с АЭВТ в том, что возраст самолета не влияет на безопасность полетов при должном поддержании его летной годности. Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев уточняет, что при эксплуатации такой техники возрастают "лишь стоимость и сроки техобслуживания". "Любые попытки пересмотреть мировые стандарты поддержания летной годности самолетов крайне непрофессиональны, и такие популистские решения вводят в заблуждение не только правительственных чиновников, но и летающую публику",- полагает гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. Он отмечает, что зарубежные производители гарантируют срок службы своих самолетов в пределах 40 и более лет. Олег Пантелеев полагает, что "кулуарное волюнтаристское решение" чиновников Минтранса лишь дополнительно снижает конкурентоспособность российских авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
"Шереметьево" с января повысит сборы с авиакомпаний РФ на 10%, с иностранных - на 3%
Декабрь 23, 2025
ФАС контролирует стоимость авиабилетов в период новогодних праздников