О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мирная миссия

Российские авиаторы способствуют нормализации обстановки в Кот-Д"Ивуаре

В прошлом месяце Организация объединенных наций (ООН) продлила еще на шесть месяцев мандат международных сил по поддержанию мира в Республике Кот-Д"Ивуар (Берег слоновой кости). "Белые каски" появились там четыре года назад. Мандат продлен с надеждой, что, намеченные к проведению летом 2008г., всенародные выборы окончательно примирят проправительственный юг страны с мятежным севером. В бывшей французской колонии, получившей независимость в 1960 г., сегодня находятся восемь тысяч "белых касок" из Франции, Иордании, Пакистана, Сенегала, Кении, Конго и других государств.

Кроме военных, в стране присутствуют и гражданская миссия ООН. В число ее задач входит проведение мероприятий по подготовке к выборам. С тем, чтобы они стали честными и демократическими. В частности, международные организации завершают процесс "регистрации выборщиков". Он подразумевает выдачу жителям труднодоступных районов удостоверяющих личность и гражданство документов. Это дает населению "мятежных территорий" надежду на то, что их голоса будут учтены в ходе всенародных выборов.

Вместе с немецкими, канадскими и французскими коллегами, российские вертолетчики задействованы в процессе "переписи и одокуменчивания" населения Кот-Д"Ивуара. Авиакомпания UTair оперирует здесь четырьмя вертолетами типа Ми-8МТВ-1. Две машины базируются на базе ООН в Абиджане (Abidjan), и две - Далуа (Daloa). Кроме того, еще два вертолета UTair летают в соседнем государстве Сьерра Лионе, также по контракту с ООН. Вместе с летным и наземным персоналом, российская "авиа колония" представлена в этой части Африки довольно многочисленным коллективом, насчитывающим несколько десятков специалистов.

Благодаря присутствию "белых касок" ситуация в разделенной надвое республике продолжает нормализоваться. Однако до полного спокойствия здесь еще очень далеко. Местные специалисты сходятся во мнении, что преждевременный вывод ооновского контингента неминуемо приведет к возобновлению боевых действий. Фактом иностранного присутствия довольны далеко не все жители Кот-Д"Ивуара, но далее редких провокаций дело, обычно, не идет. Боеспособность иностранных "гостей", представленных, в основном, элитными подразделениями сил специального назначения, достаточна, чтобы в короткий срок подавить всякое организованное сопротивление со стороны недостаточно оснащенных и плохо обученных местных воинов.

Французские военные убедительно продемонстрировали свою мощь в 2004 г. Это случилось сразу после того, как девять легионеров погибли в результате удара правительственных ВВС по объектам во "французской зоне". Высадившись на Base Aerienne d’Abidjan - главной базе правительственных ВВС Кот-Д"Ивуара - десантники в считанные минуты расстреляли из автоматического оружия не успевшие подняться в воздух штурмовики Су-25 и ударные вертолеты Ми-24. На сем военная авиация абиджанского режима фактически прекратила свое существование. С тех пор южане (да и северяне) предпочитают избегать прямого конфликта с иностранными государствами, сохраняя остатки вооруженных сил для "внутренних разборок".

Сегодня в небе над Абиджаном "господствует" авиация Иностранного легиона. Над столицей практически непрерывно ведут патрулирование вертолеты типа Puma, Gazelle, Fennec и Alouette c надписями "Armee de Terre" и сине-бело-красными кругами и на темно-сером фюзеляже. Своим "постоянным присутствием" французские вертолетчики как бы напоминают, кто сегодня обладает реальной силой в Кот-Д"Ивуаре. Кроме того, они обеспечивают безопасность полетов самолетов и вертолетов в белой "ооновской" раскраске и международных авиакомпаний, лайнеры которых выполняют регулярные и чартерные полеты в Абиджан.

Интересно заметить, что и гражданские, и военные летательные аппараты используют взлетно-посадочную полосу упомянутой выше Base Aerienne d’Abidjan длиной 3000 м. Возле нее расположены пассажирский терминал, "ооновский сектор" и жалкие остатки местных военно-воздушных сил (исковерканные французскими пулями "грачи" и "крокодилы" в полу разобранном состоянии томятся в ангарах, дожидаясь ремонта).

Международный аэропорт Абиджана носит имя первого президента страны. Felix Houphouet-Boigny бессменно правил с 1960 г., пока не умер собственной смертью в 1993 г. Нынешний президент Laurent Gbagbo, похоже, тоже не собирается при жизни расставаться с высшим государственным постом, который он занял в 2000-ом. Давно намеченные к проведению всенародные выборы постоянно переносятся на более поздний срок. По всей видимости, затягивание процесса пока отвечает интересам обоих противоборствующих сторон. Северянам выгодно потянуть время с тем расчетом чтобы, в установленном международным правилами порядке, обеспечить лояльное им население действующими паспортами. Несмотря на некоторый перевес сил в его сторону, Gbagbo побаиваться "честных выборов" под контролем ООН. Они грозят перевести его противников-северян из стана "мятежников" в когорту "политических оппонентов", и тогда с ними будет сложнее разделаться "физически". Как бы то ни было, отношение населения и юга и севера страны к ооновским солдатам и сотрудникам в целом доброжелательное. С их приходом в раздираемом гражданской войной Кот-Д"Ивуаре установилось долгожданное перемирие. Кроме того, присутствие большого количества иностранцев дает возможность кому мирно трудиться, а кому - наживаться на услугах, предоставляемых "гостям" (о криминальном бизнесе помолчим).

Немецкие, канадские и российские авиакомпании, летающие в "Черной Африке" по контрактам ООН, получают хорошую прибыль. Для сибирских техников и летчиков "отработать смену" в три, а порой и шесть месяцев - прекрасная возможность пополнить семейный бюджет. Крупнейший в мире коммерческий оператор винтокрылой техники UTair на вырученные деньги активно обновляет свой авиапарк. Два года назад специально для ооновских операций авиакомпания купила у завода "Роствертол" несколько дополнительных сверхтяжелых вертолетов Ми-26. А в течение прошлого и нынешнего года разместила заказы на сорок Ми-171. Таким образом, заработанные на мировом рынке средства "подкармливают" отечественный авиапром, поддерживая рабочие места на заводах в Ростове-на-Дону, Улан-Удэ и Казани.

Есть и еще одна важная сторона. Российские вертолетчики показали себя надежными партнерами Организации объединенных наций, работая не менее, а порой и более эффективно, чем их иностранные коллеги. Длительная эксплуатация российской авиатехники в одинаковых условиях с американской и европейской позволяет продемонстрировать потенциальным покупателям ее сильные стороны. Это ведет к росту спроса на продукцию отечественного авиапрома. Кроме того, выступая первопроходцами, сибирские авиаторы "открывают дорогу" в Африку российскому бизнесу. На протяжении нескольких веков богатства континента "выкачивались" колонизаторами из Англии, Франции, Испании и Португалии. Но времена меняются, и африканцы все ближе подбираются к управлению неисчерпаемыми природными ресурсами своих стран. У них появляется возможность выбора между бывшими хозяевами и новыми торговыми партнерами. Для России это - шанс....
Авторские права на данный материал принадлежат «Промышленный еженедельник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка