Коммерсантъ
24 марта 2008, 12:04
Авиастроители совершат промежуточную посадку
ОАК намерена изменить план создания Национального центра авиастроения. ОАК рассматривает возможность реализации варианта, предполагающий строительство инженерного центра в Москве в районе Ходынского поля площадью 150 тыс. кв. м
Макет Национального центра авиастроения был продемонстрирован президенту Владимиру Путину и первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву 20 февраля во время их посещения Жуковского. Тогда же господин Путин подписал указ N217 о создании центра, в состав которого также войдет создаваемый ФГУП "Рособоронэкспорт" транспортно-выставочный комплекс "Россия". Помимо строительства самого наццентра, куда планируется перевести авиастроительные КБ, на базе существующих филиалов МАИ и МФТИ будет организовано два авиационных университета. Намечено большое жилищное строительство, в основном, коттеджного типа, будет создана новая транспортная инфраструктура (прокладка скоростной шоссейной дороги и организация движения скоростного железнодорожного транспорта из Москвы). Полностью градостроительная концепция центра должна быть разработана к концу 2008 года.
Однако вчера в ОАК не исключили, что в ближайшие два месяца первоначальный проект претерпит изменения.
По словам источников "Ъ" в ОАК, на первом этапе предлагается реализовать промежуточный вариант - построить на территории производственной площадки корпорации МиГ в районе Ходынского поля новое здание, в котором разместится инженерный центр ОАК и штаб-квартира корпорации. В инженерный центр должны будут переехать все самолетостроительные конструкторские бюро, расположенные в Москве. В районе Ходынки для инженерного центра планируется построить здание общей площадью 150 тыс. кв. м, где будут работать порядка 10 тыс. человек конструкторов и административного персонала. В это же здание будут перевезены не требующие больших производственных площадей экспериментальные стенды КБ, необходимые для ежедневной работы. Основная же часть экспериментальной базы предприятий будет передислоцирована в Жуковский.
Член правления ОАК Василий Прутковский уточнил, что проект создания наццентра в Жуковском "совсем не означает перевод туда сотрудников московских КБ". "Мы говорим о строительстве там нового центра в дополнение к существующим КБ", - заметил он. По словам гендиректора МАК "Ильюшин" члена правления ОАК Виктора Ливанова, окончательное решение по реализации промежуточного варианта планируется принять в мае. "Проект предстоит еще доработать и согласовать с московским правительством. Но, по моему мнению, это самый реальный на сегодня план", - говорит господин Ливанов. Василий Прутковский утверждает, что "промежуточный вариант еще недостаточно глубоко проработан". "Предложение создать инженерный центр в Москве для интеграции кадров конструкторских КБ высказывается рядом предприятий. Но это не значит, что будет меняться концепция создания центра в Жуковском", - утверждает он.
Финансировать создание подмосковного центра авиастроения будет Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ). Проект создания "научно-производственного авиастроительного кластера" в Жуковском фигурирует в портфеле проектов, включенных в стратегию банка на период 2008-2012 годов. Стоимость проекта, согласно документу (копия имеется в распоряжении "Ъ"), составит 12,3 млрд руб. (из них 6,2 млрд руб. намерен предоставить ВЭБ). До конца этого года банк выделит ОАК 2,5 млрд руб., которые, по мнению источника "Ъ" в администрации Московской области, пойдут на реализацию промежуточного варианта.
Причиной разработки промежуточного варианта стало нежелание сотрудников московских КБ переезжать в Жуковский. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак полагает, что одной из главных проблем при создании наццентра авиастроения в Жуковском станет кадровая проблема. "Маловероятно, что удастся переселить людей из Москвы в Жуковский, - заявил "Ъ" господин Рыбак.- Выход, видимо, один: постепенно готовить кадры для центра на месте. Важно, чтобы при этом не были растеряны те немногие специалисты, которые еще продолжают работать в российском авиастроении". Эксперт считает, что создание полноценного центра авиастроения, видимо, займет даже больше времени, чем отводимые ОАК десять лет.
Судьбу освобождающихся площадок в ОАК не комментируют. Однако неофициально в корпорации говорят, что они будут проданы под коммерческую застройку. В Москве расположены ОКБ Сухого (улица Поликарпова), инженерный центр корпорации МиГ (Ленинградское шоссе), АК Ильюшина, ОКБ Яковлева, принадлежащее корпорации "Иркут" (оба на Ленинградском проспекте), а также ОАО "Туполев" (набережная Академика Туполева). Площади каждого из них составляют в среднем 20-100 тыс. кв. м, а опытных производств - 100-200 тыс. кв. м. Кроме того, между Беговой улицей и проспектом Авиаконструктора Сухого расположена производственная площадка корпорации МиГ (около 50 га) и опытный завод ОКБ Сухого (около 25 га).
Коммерческий директор Galaxy Group Артем Цогоев оценивает рыночную стоимость производственных площадок корпорации МиГ и ОКБ Сухого с учетом имеющихся строений в $7 млн за 1 га. Таким образом, эти площадки, по мнению эксперта, стоят $350 млн и $175 млн соответственно. "Нужно отметить, что сами строения - цеха по производству самолетов, которые составляют несколько сотен тысяч квадратных метров, - очень крепкие, и их быстро и недорого можно переделать под торговые или выставочные площади, вложившись по минимуму из расчета $200 за кв. м", - рассуждает господин Цогоев. Такая реконструкция займет не более года, зато деньги, полученные от сдачи в аренду, можно оперативно пустить на погашение кредитов, взятых для строительства в Жуковском, считает эксперт. А вложив около $1 тыс. в существующие площади, можно превратить их в офисные. Оценить здания КБ господин Цогоев затруднился за неимением точных данных по метражу и качеству строений. По его мнению, эти площади могут стоить $3 тыс. за кв. м....
Авторские права на данный материал принадлежат «Array». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2023
СМИ: в Мадриде вертолет упал на кольцевую дорогу
Декабрь 1, 2023
Американский бомбардировщик получил искусственный интеллект
Декабрь 1, 2023
Жители Орловской области выбирают название для своего нового аэропорта
Декабрь 1, 2023
Трафик бизнес-джетов растет относительно ноября прошлого года