Красная звезда
26 марта 2008, 14:20
В корейском небе
18 марта исполнилось 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза полковника в отставке Е.Пепеляева
Золотую Звезду с орденом Ленина он получил 22 апреля 1952 года, будучи командиром 196-го истребительного авиационного полка, воевавшего в составе 64-го авиакорпуса ПВО в Корее.
Кстати, 27 июля исполняется 55 лет со дня подписания соглашения о прекращении боевых действий в Стране утренней свежести, разделенной 37-й параллелью на два так и не примиренных государства. Именно там более полувека назад недавние союзники впервые после Второй мировой войны оказались на грани третьей - и уже с применением ядерного оружия. Командующий объединенными военными силами США, Великобритании и ее доминионов Австралии и Канады, а также Франции, Новой Зеландии, Бельгии (всего 15 стран, главным образом членов НАТО, но под флагом ООН) американский генерал Макартур потребовал от президента США Трумэна сбросить на Северную Корею атомные бомбы. Генерал явно запаниковал, когда его мощная военная группировка оказалась выбитой с 9/10 территории Кореи силами Корейской народной армии (КНА) и китайских добровольцев.
Американцам потребовалось привлечь 300 кораблей своего 7-го флота, перебросить дополнительно из Японии 14 дивизий, 2 бригады, 500 танков, 1.600 орудий и минометов 8-й армии, десантировать в Инчхоне, в тыл наступавшей КНА, свой 10-й армейский корпус, привлечь и другие силы и средства для организации контрудара по группировкам северян.
Главную ставку американцы делали на авиацию. К 1 января 1951 года против КНДР действовали 1.800 самолетов, а через год - 2.124. Они выполняли свыше 1.200 боевых вылетов в день.
Наибольшую опасность для северян представляли бомбардировщики. С начала войны (25 июня 1950 г.) только по 1 января 1952 года на КНДР было сброшено более 150 тыс. тонн авиабомб и 50 млн. литров напалма. В качестве носителей ядерных бомб планировалось использовать B-29 "Суперфортресс", как это было с Хиросимой и Нагасаки, а в качестве оружия для обеспечения господства в воздухе применялись новейшие истребители F-86 "Сейбр".
О самом начале и ходе войны в Корее, которая велась с 1950 по 1953 год, и сегодня известно далеко не все. Сведения эти неполны и зачастую противоречивы. Неоспоримым фактом является одно: советские летчики лишили американцев господства в небе севернее 37-й параллели даже при многократном численном превосходстве янки. А B-29 "Суперфортресс" - "суперкрепости", как оказалось, наши летчики могут сбивать и днем и ночью.
На Западе события на Корейском полуострове в те годы освещались вроде бы широко и детально. Однако западные СМИ преподносили происходившее, мягко говоря, необъективно - исключительно как "победоносную борьбу сил западной демократии против угрозы коммунистической диктатуры". Судя по этим публикациям, материалы для которых поставляла и пресс-служба Пентагона, только северокорейских самолетов было "сбито" чуть ли не вдвое больше, чем их имелось в наличии за все время боевых действий.
Однако в реальности дела обстояли иначе. Так, 12 апреля 1951 года американским ВВС довелось пережить "черный четверг": под таким названием вошел в историю боевой авиации США тот день. 48 B-29 под прикрытием более 100 истребителей, в том числе 50 F-86 "Сейбр", привычно вторглись в небо Северной Кореи. Командир 324-й истребительной авиадивизии трижды Герой Советского Союза полковник И.Н. Кожедуб поднял навстречу им 44 МиГ-15. В результате воздушного боя было сбито 10 американских "сверхкрепостей" и несколько истребителей. С нашей стороны были повреждены (но вскоре восстановлены) два МиГа.
Три месяца американцы анализировали тот поединок и в итоге в дальнейшем воздерживались от массированных вылетов B-29.
Живой свидетель и участник тех событий - полковник Евгений Георгиевич Пепеляев.
По данным штаба 324-й иад (все записи в летных книжках из-за секретности велись тогда только в штабах), он совершил в небе Кореи 108 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил
19 американских реактивных истребителей: один F-80 "Шутинг Стар", два F-84G "Тандерджет", два F-94 "Старфайр", остальные F-86 "Сейбр". Однако в Подольском военном архиве были обнаружены подтверждающие документы о еще 4 сбитых им самолетах в 1952 году. Известно также от однополчан, что два сбитых им лично "сейбра" комполка приказал записать на счет погибшего в воздушном бою своего ведомого - старшего лейтенанта А. Рыжкова.
- Когда летом 1995 года, - рассказывает Пепеляев, - я был приглашен в город Монтгомери, что в штате Алабама, на слет "орлов", то есть боевых летчиков-ветеранов Второй мировой войны, последующих боевых конфликтов, а также астронавтов США и космонавтов других стран, то мне задавали особенно много вопросов. Оказывается, они и не знали, что в Корее наши летчики десятками сбивали и американские "суперкрепости", и "сейбры"! За 10 месяцев боев (с 1 апреля 1951 по 1 февраля 1952 года) летчики нашего 196-го иап сбили 102 американских самолета, в том числе 5 "крепостей", потеряв 10 своих самолетов и четверых погибших летчиков. Шестеро успешно катапультировались. То есть мы победили со счетом 10:1.
В отличие от американцев мы, к примеру, не засчитывали самолеты, подбитые, но упавшие в море или на территории южнее 38-й параллели, туда нам вообще залетать запрещалось, даже когда можно было продолжить атаку победой. Американцы знали об этом запрете и нередко уходили при появлении наших звеньев в сторону моря.
Кроме того, наши фотокинопулеметы прекращали съемку одновременно с прекращением стрельбы, когда твои снаряды еще не достигли самолета противника! Очередь из 5 снарядов при дальности стрельбы 300 метров летит до цели 1 секунду, а ФКП уже "отстрелялся" за 0,5 секунды! Но наши просьбы увеличить частоту кадров и продолжить работу ФКП хотя бы до 1-1,5 секунды у командования 64-го авиакорпуса ПВО, в который входила наша 324-я истребительная авиадивизия под командованием трижды Героя Советского Союза полковника И.Н. Кожедуба, во внимание не принимались.
Зато от нас корпусное начальство поначалу потребовало вести радиообмен в воздухе только по-китайски или по-корейски. Летному составу выдали блокноты с русской транскрипцией слов-команд. Я сразу и решительно отказался выполнять это распоряжение: попробуйте сами в воздушном бою управлять звеном или эскадрильей и даже просто выполнять команды по разговорнику! В 176-м гвардейском иап командир оказался сговорчивее, и в первом же бою с управлением "по-китайски" соседи потеряли МиГ-15. Китайскую азбуку нам тут же отменили.
Нас переодели в синие брюки и горчичного цвета суконные куртки и шинели, летчикам выдали подобие меховых шапок и почему-то красные хромовые сапоги, которые при покидании самолета с парашютом слетали с ног.
Пришлось на первую же зарплату переодеваться в штатское, а летать в своих куртках. Правда, красные сапоги летчики быстро поменяли на солдатские меховые ботинки из грубой кожи, но теплые и, главное, со шнуровкой, не слетят.
Вообще с этой нашей сверхсекретностью было немало откровенной глупости.
Наш полк перебазировался на китайский аэродром Дунфын в декабре 1950-го. Еще не прибыли ящики с фюзеляжами наших МиГ-15, а американцы уже раскидывали над китайскими приграничными аэродромами листовки с призывами к летчикам перегнать интересующий их новый реактивный истребитель русских за премию в 100 тысяч долларов. (В 1953-м северокорейский лейтенант Ким Сок Но это и сделал.) Но охота за МиГ-15бис продолжалась до конца войны. Охотились и наши - за F-86 "Сейбр".
Из сравнительных технических характеристик самолетов. Миг-15бис имел небольшие преимущества перед F-86 в вертикальном маневре (до высоты 7.000 м по скорости равны, потом американец немного отставал), в потолке (16.000 м против 15.000 м) и оружии, уступая в горизонтальном маневре, критической скорости и дальности полета.
Критическая скорость: МиГ-15бис - 0,92М, после чего начиналась "валежка", и самолет терял управляемость; F-86 - 0,95М, после чего начиналась тряска.
Вооружение: МиГ-15бис - 3 пушки (одна 37 мм и две 23 мм), прицел - полуавтомат; F-86 - 6 пулеметов 12,6 мм, прицел - автомат с дальномером.
На виражах и скольжении, то есть в горизонтальном маневрировании, "сейбр" был получше, поскольку его плоскости были оснащены предкрылками, а у МиГ-15 на плоскостях для лучшей поперечной устойчивости на малых и особенно больших скоростях имелись аэродинамические ножи, которые и тормозили скольжение.
Электронное пилотажное и навигационное оборудование "сейбров" было совершеннее, чем на МиГ-15бис. В общем, наши сбивали "сейбров" главным образом при превосходстве летного мастерства и боевого духа.
- К тому же, - вспоминает Евгений Георгиевич, - у американских летчиков имелись ВКК (высотно-компенсирующие костюмы) и ППК (противоперегрузочные костюмы). Благодаря им летчики на больших высотах и скоростных маневрах менее напряженно испытывали перегрузки и меньше уставали. Но, получив образцы ВКК с пилотов сбитых "сейбров", нужно было иметь и оборудование для них с редуктором в кабине пилота. Короче говоря, всем нам ставилась задача посадить F-86 на своей территории.
Из Москвы даже прибыла особая группа "охотников" во главе с генерал-лейтенантом авиации Алексеем Благовещенским. Но, уяснив на практике бесполезность своих усилий, группа вернулась в столицу.
А вот Пепеляеву фортуна улыбнулась, правда, улыбка ее оказалась недоброй. На боевой аэродром Аньдунь в Китае его полк перебазировался
1 апреля 1951 года. Так что на новом месте месяц пришлось в основном заниматься хозяйством и руководить подготовкой к боевым вылетам. А в мае комполка сбил свой первый "сейбр".
В октябре, уже имея солидный счет воздушных побед, полковник Пепеляев подбил очередной F-86, летчик которого почему-то не катапультировался, а посадил истребитель у кромки моря. Пепеляев засек координаты и даже успел увидеть, как пилота подбирает вертолет спасательной службы (у американцев это дело было налажено отлично, а вот у нас практиковалось "самоспасение"). Но гоняться за "вертушкой" не стал: у наших не было обычая добивать экипажи, остался жив - ну и благодари Бога! А вот янки, напротив, грешили расстрелами наших катапультировавшихся летчиков.
Но тут разговор в общем-то о другом: начавшийся прилив скрыл под водой подбитый "сейбр" от американских бомбардировщиков, которые хотели его уничтожить.
Вернувшись на аэродром, Пепеляев отдал пленку в лабораторию, а сам пошел в штаб дивизии, чтобы доложить о выпавшем шансе. Кожедуба не было, а заместитель комдива "успокоил" полковника: дескать, уже все знаю и даже доложил в штаб корпуса, а они доложили в Москву!
"Что доложили? Откуда знаете?" И только тут заметил двух капитанов из братского гвардейского 176-го иап, сверкающих улыбками: "Это мы подбили "сейбр"!"
Принесли проявленные пленки: у Пепеляева дальность стрельбы 150 метров, а у братьев - более 2 километров! Но, как говорится, гвардия не сдается и не отступает! "Мы сбили - и весь сказ". "Ладно, - согласился полковник, - а какого цвета у него полосы на плоскостях?" Тут надо сказать, что для различия самолетов авиагрупп ВВС США на крыльях были тогда либо желтые, либо черно-белые полосы. "Желтого", - заявляет ведущий. "А у моего полосы черно-белые. Вот привезут его, - тогда и поговорим".
Сразу после отлива "сейбр" извлекли из моря, оттащили подальше и замаскировали под копну, потом отпилили плоскости для транспортировки по подземным тоннелям (ими тогда перекопали половину Северной Кореи) и, наконец, доставили в штаб дивизии. На отпиленных плоскостях были черно-белые полосы... Только что толку: передокладывать в Москву из штаба корпуса не стали.
Пепеляевский "сейбр" оказался очень полезным для наших инженеров. А ему запомнился его бортовой номер. Да и сам бой. Противник оказался крепкий, полковнику пришлось маневрировать и даже стрелять, перевернув самолет, чтобы очередь ниже не прошла.
Когда на слете "орлов" на авиабазе Максвелл, где находится Центр переподготовки летчиков ВВС США, Евгений Георгиевич попытался узнать подробнее о том американском летчике и по возможности встретиться с ним, ничего не получилось. Хотя имя его Пепеляев предположительно назвал: видел его интервью в газете на фоне тогда еще не подбитого "сейбра" с памятным номером. Наверное, потому, что американцы были уверены, что счет боевых побед в небе Кореи оставался за ними - 13:1. А тут - живой русский, Пепеляев, оказывается, сбил одного из лучших асов Америки...
На полковника Пепеляева комдив Кожедуб подавал представление ко второй Золотой Звезде - за победы полка, которым тот командовал: 102 сбитых самолета. Не дали. Видно, посчитали, что и самого Кожедуба тогда придется награждать четвертой Золотой Звездой: ведь 324-я иад сбила 239 самолетов противника!
А может, все было гораздо проще: авиационное командование ПВО не очень жаловало в своих рядах выходцев из ВВС. А тут еще и Никита Хрущев начал сокращать авиацию и флот. После окончания академии Генерального штаба, прослужив четыре года на генеральской должности - командиром дивизии и начальником авиации Брянского корпуса ПВО Московского округа, Е.Г. Пепеляев так и не получил заслуженного генеральского звания.
Но лучшим из первых реактивных асов и героем Корейской войны он был, есть и останется навсегда....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 12, 2024
Аэрофлот запускает модную коллаборацию с российским брендом MONOCHROME
Декабрь 11, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за ноябрь 2024 года
Декабрь 10, 2024
Дарим новогодние чудеса с Аэрофлотом
Декабрь 10, 2024
Самые востребованные новогодние направления Аэрофлота