О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Последний долг президента

К визиту российского президента подготовлены контракты на поставку Ливии оружия почти на $3 млрд, которые включают экспорт 12 новейших истребителей Су-35 и зенитных ракетных комплексов малой дальности "Тор-М2Э"

Начинающийся завтра визит президента России в Ливию - первый в истории отношений двух стран. Для самого Путина это одна из последних поездок за рубеж в должности президента. Особого личного расположения лидера богатой нефтью и газом Ливии Муамара Каддафи (после его отказа от обладания оружием массового уничтожения в 2003 г.) уже добивались экс-премьеры Великобритании и Италии Тони Блэр и Сильвио Берлускони и французский президент Николя Саркози. Как сообщил "Ведомостям" источник в Минобороны, к визиту российского президента подготовлены контракты на поставку Ливии оружия почти на $3 млрд, которые включают экспорт 12 новейших истребителей Су-35 (их испытания в России только начались) и зенитных ракетных комплексов малой дальности "Тор-М2Э", а также ремонт и продажу запчастей и боеприпасов для вооружения, доставшегося стране еще от СССР.

Страна Каддафи - запасы и запросы

Ливией с 1969 г. бессменно правит полковник Муамар Каддафи. Общие доказанные запасы нефти в стране - свыше 5 млрд т, газа - 1,5 трлн куб. м.

Согласно оценкам журнала Jane’s Defence Industry от 2007 г., в ближайшие годы Ливия готова закупить оружия на сумму свыше 4 млрд евро.


В "Рособоронэкспорте" от комментариев отказались, получить их в народном бюро (посольстве) Социалистической Ливийской Арабской Джамахирии не удалось. Но информацию о завершении подготовки такой сделки подтвердил источник в авиапромышленности. Однако он не исключил, что основная часть контрактов будет только парафирована, так как до сих пор не урегулирован вопрос о ливийском долге СССР, который на начало 2006 г. оценивался Минфином примерно в $3,5 млрд.

При этом ранее, в 1990-е гг., ливийцы заявляли, что долги перед ними есть и у России. До введения против нее в 1992 г. санкций ООН в связи со взрывом террористами самолета в шотландском Локкерби Ливия успела перевести в Россию аванс на несколько сотен миллионов долларов США, но оружия не получила, говорит сотрудник одной из оборонно-промышленных компаний.

Один источник в Минфине считает, что говорить о решении проблемы долга на сегодня нельзя, так как позиции сторон не стыкуются, но другой считает, что очередной раунд переговоров о долге состоится на этой неделе. В ноябре 2007 г. после ареста замминистра финансов Сергея Сторчака источник в правоохранительных органах говорил, что министр Алексей Кудрин лично предупреждал спецслужбы о срыве переговоров по ливийскому долгу из-за ареста. Сейчас с Путиным в Ливию едут и Кудрин, и гендиректор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин, сообщил источник в правительстве, поэтому нельзя исключать, что судьба долга решится прямо во время визита, а контракты все-таки будут подписаны.

"На ливийском рынке [оружия] Россия столкнется с Францией", - отмечает политолог Арно Дюбьен. Париж надеется продать Триполи 18 истребителей Rafale более чем на 2,5 млрд евро, но переговоры тоже идут непросто. И понятно, что Каддафи будет искать и других поставщиков, отмечает эксперт. Для Франции продать Rafale в Ливию критически важно, это будет первой экспортной поставкой после многих неудач, и России предстоит жесткая борьба, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Кроме оружия у России в Ливии есть и другие интересы. В 2007 г. "Газпром" выиграл там конкурс на разработку нефтегазоносного участка "блок № 64" с запасами нефти в 20 млн т, а чуть ранее он получил 49,9% в двух концессиях BASF, где добывается в год 5 млн т нефти. Имеет в стране представительство и "Лукойл", с которым связана еще одна проблема. Его сотрудник Александр Цыганков был задержан в ноябре 2007 г. по подозрению в шпионаже. У МИД России пока нет информации о его освобождении, говорит представитель ведомства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка