Независимая газета
18 апреля 2008, 13:04
Украина и Россия не поделят "МиГи"
Российские двигателестроители обвинили украинских авиаремонтников в "пиратстве"
В среду на международном салоне "Двигатели-2008" гендиректор Московского машиностроительного предприятия имени Чернышева Александр Новиков обвинил украинских конкурентов в том, что они не имеют никакого права ремонтировать производимые на российских предприятиях двигатели истребителей МиГ-29.
В СССР авиазаводы располагались в глубине территории - в России, а авиаремонтные заводы ближе к западной границе - в Украине. Сложившееся "разделение труда" сейчас не радует российский ОПК. Ремонт и модернизация гораздо выгоднее разработок и производства новых самолетов, и отечественные предприятия хотели бы сами этим заниматься. Особенно, если речь идет о зарубежных заказах. Туркмения, Казахстан, Азербайджан и другие страны платят Украине десятки миллионов долларов за ремонт и модернизацию российских "МиГов". При этом никаких лицензий и разрешений от производителей украинцы не имеют.
В центре нынешнего скандала оказались двигатели РД-33-2С для истребителя МиГ-29. Их замкнутый цикл ремонта выполняет Луцкий авиаремонтный завод "Мотор". Вместе с 9 другими профильными предприятиями он входит в "Концерн "Авиаремонт". Представитель концерна заявил в ответ на обвинения в пиратстве, что вины украинской стороны в этом нет.
"Луцкое предприятие занимается серийным ремонтом РД-33 еще со времен бывшего СССР, поэтому все технические вопросы, включая гарантированное высокое качество ремонта, давно отработаны, - сказал представитель "Авиаремонта". - Ситуация, когда разработчик авиатехники после распада Союза остался в одной стране, серийный производитель - в другой, а ремонтное предприятие - в третьей, типична". По его мнению, несанкционированный ремонт российских двигателей вполне правомочен с точки зрения украинского законодательства. "Идеальный вариант - это заключение соглашения с российской стороной об авторском сопровождении ремонтных услуг. И Луцкий завод неоднократно обращался в различные российские инстанции, включая Московское машиностроительное предприятие имени Чернышева с предложением о заключении соответствующего коммерческого соглашения, но каждый раз безрезультатно", - пожаловался представитель украинской стороны. И сделал вывод, что обвинения в пиратстве имеют политические причины, а не технические.
Действительно, Украина обращалась с предложением передать полномочия на ремонт двигателей РД-33-2С для МиГ-29 Луцкому авиаремонтному заводу "Мотор". Утверждалось, что это будет обоюдно выгодно - российские специалисты будут осуществлять авторское сопровождение работ, а украинское предприятие получит заказы на ремонт. На украинско-российских переговорах в Екатеринбурге в 2003 году предполагалось прийти к соглашению. Однако представители РСК "МиГ" в Екатеринбург не приехали, так же как и представители АХК "Сухой". А в то время нынешних политических трений не существовало, и Россия изъявляла готовность предоставить Украине право на модернизацию истребителей и вертолетов. Однако руководители предприятий ОПК РФ в подобных преференциях украинским заводам выгоды для себя, мягко говоря, не увидели.
Украина легко пережила отказ от сотрудничества. Авиаремонтные предприятия Минобороны республики самостоятельно освоили в полном объеме все технологические процессы ремонта практически всех самолетов и вертолетов российского производства. Наладили выпуск запасных частей, чтобы не завозить их из страны-производителя. Более того, Луцкий завод стал, пожалуй, главным в мире по ремонту турбовинтовых двигателей для современных боевых самолетов. Около 95% заказов он получает из-за рубежа. Здесь ремонтируются самолеты из стран СНГ, Восточной Европы, Азии и Африки. Кстати, Алжир, обвинивший российских производителей в некачественном ремонте своих истребителей, рассматривает вопрос о модернизации парка боевых самолетов в Луцке.
Понятно недовольство отечественных двигателестроителей. Они уступают в конкурентной борьбе, поскольку вынуждены расходовать средства на научно-исследовательские и конструкторские работы, платят более высокие зарплаты и несут более высокие накладные расходы. Копеечное авторское сопровождение работ конкурентов их вряд ли устроит. Но единственное, что они могут, - это снять с себя ответственность за качество ремонта на украинском заводе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции