Коммерсантъ
21 апреля 2008, 10:14
"Пулково" закроют для российских компаний
Сегодня будет объявлен конкурс по проекту реконструкции аэропорта "Пулково" стоимостью более 40 млрд руб. и управлению им. Несмотря на высокий интерес к конкурсу со стороны отечественных операторов аэропортов, ни одна из российских компаний не подходит под критерии отбора участников
Сегодня правительство Петербурга должно объявить о начале приема заявок на конкурс на право заключения концессионного соглашения на реконструкцию и управление аэропортом Пулково. С победителем будет заключен контракт на 30 лет с возможностью продления, которое предусматривает передачу аэропортового комплекса в управление компании-концессионеру. Пропускная способность обновленного комплекса должна составить 17,3 млн человек в год, общая площадь - около 149 тыс. кв. м, объем инвестиций в развитие аэропорта должен составить не менее 40,2 млрд руб.
По условиям конкурса, озвученным на прошлой неделе на заседании городского правительства председателем комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга Николаем Асаулом, у каждого участника должен быть опыт строительства хотя бы одного аэропорта, привлечения инвестиций не менее $1 млрд, а также он должен в последние три года управлять аэропортом с пропускной способностью не менее 10 млн пассажиров в год, инвестировав в его развитие не менее $500 млн. Кроме того, заявитель не может быть собственником или управляющим аэропортом, расположенным на расстоянии менее 800 км от Петербурга. Это означает, что не будут приниматься заявки от владельцев и управляющих компаний аэропортов в Москве, Хельсинки, Минске, Риге, Таллине, Стокгольме и Вильнюсе.
"Все условия конкурса говорят о том, что городское правительство уже четко решило, что управлять аэропортом должна иностранная компания",- считает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По его мнению, автоматически правительство отсекло и возможность участвовать в консорциумах российским банкам: иностранцы придут в Россию со своими финансовыми партнерами.
Действительно, озвученным условиям конкурса не соответствует ни одна из российских компаний. В первую очередь потому, что только два российских аэропорта имеют пассажиропоток более 10 млн пассажиров - московские "Домодедово" и "Шереметьево". В пресс-службе группы "Ист Лайн" "Ъ" сообщили, что она не интересуется управлением другими активами. В пресс-службе государственного "Шереметьево" также не подтвердили интереса к управлению "Пулково". В пресс-службе "Базового элемента" Олега Дерипаски (авиационный дивизион компании владеет четырьмя аэропортами в Краснодарском крае) отметили, что "потенциальный интерес" к конкурсу существует, но не стали уточнять подробностей своего предложения и комментировать условия конкурса. Намерение побороться за концессию в "Пулково" подтвердили "Ъ" и в компании "Новапорт" - подразделении корпорации AEON Романа Троценко, которое уже владеет крупными пакетами акций в ряде региональных аэропортов России. "Когда условия конкурса будут официально объявлены, мы их рассмотрим и примем решение о своем участии",- сказал "Ъ" глава "Новапорта" Сергей Васильченко. О заинтересованности в управлении Пулково не раз заявлял представитель частных акционеров московского "Внуково" Виталий Ванцев. "Если в условиях конкурса содержится ограничение о том, что компания-участник не может управлять аэропортом в пределах 800 км от "Пулково", мы будем просить губернатора Петербурга его изменить",- сказал "Ъ" Виталий Ванцев, добавив, что остальные условия конкурса его устраивают.
Но власти города не готовы идти навстречу российским инвесторам. "Требования к предквалификационным критериям меняться не будут, правительством Петербурга утвержден график реализации проекта, и любое изменение критериев отбора неминуемо повлекло бы за собой срыв сроков",- сказал "Ъ" в пятницу Николай Асаул. По его словам, требование, по которому в конкурсе не могут принимать участие операторы аэропортов, расположенных на расстоянии менее 800 км от "Пулково", введено для того, чтобы "избежать конфликта интересов и создать условия для нормальной конкуренции между аэропортами". "Входной барьер для участников соответствует поставленной нами амбициозной задаче: мы хотим иметь в Петербурге один из лучших в Восточной Европе аэропортов, поэтому его должны строить лучшие в мире компании",- сказал "Ъ" вице-губернатор города Юрий Молчанов, подтвердив, что условия конкурса не менялись и вносить в них изменения правительство не собирается. "Среди российских операторов, управляющих аэропортами, мы не видим возможных участников, которые могут предложить качественные услуги",- добавил господин Молчанов.
Виталия Ванцева позиция чиновников удивляет. "Если я вкладываю деньги в реконструкцию аэропорта, а мы готовы вложить в Пулково до €2 млрд (54,8 млрд руб.- "Ъ"), я буду в первую очередь думать об их возврате, в силу этого я буду заинтересован в увеличении его пассажиропотока и прибыли",- поясняет господин Ванцев. По его мнению, говорить о конкуренции "Внуково" и "Пулково" неправомерно. "Наоборот, главная проблема московского авиаузла состоит в перегруженности воздушного пространства, поэтому нам будет выгодно делиться транзитными пассажирами с "Пулково",- говорит господин Ванцев, отмечая, что уже сейчас "Пулково" и "Внуково" являются запасными аэропортами друг для друга при неблагоприятных метеоусловиях....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 18, 2025
Аэрофлот проводит традиционную акцию для ветеранов в честь 80-й годовщины Победы
Апрель 18, 2025
Наследники большой мечты. Ульяновск отметит 50-летие "Авиастара"
Апрель 18, 2025
Школьники и инженеры создали дрон для развития туризма в Челябинской области
Апрель 18, 2025
"ЮТэйр" хочет сдать в аренду вертолеты в дружественные страны для возвращения на рынок ООН