Lenta.Ru
25 апреля 2008, 16:55
Новое сердце охотника
О начале испытаний модернизированного вертолета Ми-28Н "Ночной охотник" с двигателем ВК-2500
23 апреля агентство АРМС-ТАСС со ссылкой на генерального директора компании "Роствертол" Бориса Слюсаря сообщило о том, что предприятие проводит испытания нового модернизированного ударного вертолета Ми-28Н с новым двигателем повышенной взлетной мощности ВК-2500. Первоначально на вертолете Ми-28Н устанавливался двигатель ТВЗ-117ВМА. Его замена на новую силовую установку направлена, в первую очередь, на повышение экспортного потенциала вертолета Ми-28Н.
Новый турбовальный двигатель ВК-2500 отличается от базового двигателя ТВЗ-117ВМА повышенными на 15-20 процентов характеристиками по мощности, введением новой цифровой системы автоматического регулирования и контроля. Двигатель ВК-2500 предназначен для модернизации вертолетов Ми-14, Ми-ЗМТ/Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ка-32, Ка-50 и других.
Благодаря повышенным характеристикам двигателя ВК-2500 потолок вертолета возрастает на 30 процентов, скороподъемность - на 50 процентов, грузоподъемность увеличивается на 1000-2000 килограммов (в зависимости от типа вертолета), одновременно с этим увеличивается скорость и улучшается маневренность вертолета. С этими качествами вертолеты приобретают принципиально новые возможности при эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом, что весьма важно для потенциальных иностранных заказчиков, в первую очередь Индии и Китая.
Двигатель по желанию заказчика выводится на любой из трех возможных вариантов настройки мощности. При этом режимы поддерживаются до температуры наружного воздуха +45°С. Для хранения и транспортировки двигателя ВК-2500 разработан металлический индивидуальный герметичный контейнер, сохранность двигателя в котором обеспечивается в течение 12 и более лет в диапазоне температур атмосферного воздуха от - 50 до + 60°С в любых климатических условиях.
Серийное производство двигателей ВК-2500 осуществляется на ФГУП "Завод имени В.Я.Климова" (входит в российскую самолетостроительную корпорацию "МиГ") и ОАО "Мотор Cич" (г.Запорожье, Украина). Совместные разработка и государственные испытания двигателя ВК-2500 были завершены в июне 2001 года.
Разногласия между Киевом и Москвой по вопросу присоединения Украины к НАТО сказались на дальнейшем сотрудничестве двух предприятий. Россия уже с 2009-2010 годов намерена организовать собственное производство новых двигателей, полностью отказавшись от услуг "Мотор Cич". В настоящее время 80 процентов всей продукции украинского предприятия идет на оснащение российских летательных аппаратов.
Военно-промышленная комиссия Российской Федерации, возглавляемая вице-премьером Сергеем Ивановым, рекомендовала правительству страны организовать серийное производство вертолетных двигателей ВК-2500 и ВК-800 на ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО). Гендиректор ФГУП "Завод им. Климова" Александр Ватагин оценивает затраты на организацию серийного производства ВК-2500 в России в 120-150 миллионов долларов.
"Ночной охотник" и не только
Боевой вертолет Ми-28Н (Havoc по классификации НАТО) предназначен для поиска и уничтожения танков, другой техники и живой силы противника, а также малоскоростных воздушных целей днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях.
Разработка Ми-28 ("изделие 280") началась еще в конце 1960-х годов параллельно с созданием Ми-24. На основе перспективной модели винтокрылого штурмовика Ми-24 и американского АН-64 "Апач" предполагалось создать вертолет с высокой скоростью полета, хорошей устойчивостью и маневренностью. Однако из-за смерти М.Л. Миля, одного из основателей советского вертолетостроения, работы были приостановлены. Только в 1972 году началась углубленная проектная разработка боевого Ми-28 под руководством нового главного конструктора М.Н. Тищенко. В 1973 году был выполнен проект новой машины взлетной массой до 11,5 тонны. Был построен макет и проработаны агрегаты и системы.
К 1976 году внешний облик Ми-28 был определен. 16 декабря 1976 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление о разработке вертолетов Ми-28 и Ка-50 на конкурсной основе. В 1979 году началось проектирование опытного вертолета Ми-28. Через два года было получено положительное заключение макетной комиссии на основе статических испытаний первого образца вертолета. Первый летный экземпляр Ми-28 поднялся в воздух 10 ноября 1982 года. К 1987 году все испытания были завершены, к этому времени было создано две машины Ми-28. В январе 1988 года начались испытания модернизированного Ми-28А. Вертолет отличался от базовой версии двигателями ТВ3-117, вычислительными блоками, главным редуктором ВР-29. Были выпущены две машины модификации "А". В 1989 году Ми-28А впервые был показан широкой публике на авиасалоне в Ле-Бурже, а затем в России - в Тушино. В 1990 году был представлен лицензионный вариант Ми-28Л для Ирака.
Модификация Ми-28А в серийное производство не поступила, так как вертолет не отвечал требованиям по круглосуточному функционированию. Работы над новой модификацией Ми-28Н ("ночной") были продолжены в 1993 году. Первый полет вертолета Ми-28Н состоялся 14 ноября 1996 года. В основу новой машины был положен опыт применения США вертолетов АН-64 "Апач" в первой войне в Персидском заливе и других горячих точках, а также Ми-24 в Чечне.
Вооруженные конфликты показали нехватку круглосуточных всепогодных вертолетов. За время боевых действий неоднократно в ночное время суток происходили столкновения вертолетов, что, в основном, было связано с отсутствием должного оборудования и аппаратуры для ночных полетов. 98 процентов применения огневых средств осуществлялось в нормальных метеоусловиях. При этом чаще всего поражение боевого вертолета наземными средствами ПВО осуществляется при визуальном контакте. Для снижения таких рисков вертолет должен совершать полет и вести боевые действия на малых высотах, огибать складки местности, маскироваться в ущельях и в руслах рек, при необходимости временно скрываться на опушке леса и при этом - проводить необходимые боевые операции автономно или в группе. Все особенности применения вертолетов в боевых условиях были учтены при создании новой модификации - "Ночной охотник".
Вертолет Ми-28Н снабжен новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения. Оно позволяет совершать полет с огибанием рельефа земной поверхности (благодаря использованию картографической информации и трехмерного синтезирования изображения местности), вести поиск, обнаружение и распознавание целей, управлять группами вертолетов с автоматизированным распределением целей между ними, осуществлять двухсторонний обмен информацией о целях между вертолетами и командными пунктами.
В состав комплекса входят надвтулочная РЛС кругового обзора (БРЛС "Арбалет"); стабилизированная обзорно-прицельная станция оператора с оптическим, тепловизионным и ТВ каналами наблюдения; тепловизионная станция летчика и лазерный дальномер; нашлемная система целеуказания и индикации, очки ночного видения летчика; инерциальная и спутниковая навигационные системы, система навигации по физическим полям Земли; система электронной индикации с жидкокристаллическими цветными многофункциональными дисплеями; автопилот; система автоматического управления САУ-92, обеспечивающая восстановление режима работы двигателя при стрельбе; бортовой комплекс обороны (аппаратура предупреждения о лазерном облучении Л-126 и Л-140, устройство выброса ПК ловушек УВ-26).
В конструкции вертолета использован принцип взаимного экранирования агрегатов. Фюзеляж вертолета цельнометаллический, полумонококовой конструкции из алюминиево-литиевых сплавов и композиционных материалов, с кабиной экипажа в носовой части. Размеры фюзеляжа значительно меньше фюзеляжа вертолета Ми-24. Двухместная кабина экипажа разделена бронированной перегородкой на кабины штурмана-оператора и летчика, расположение сидений которых аналогично Ми-24. Кабина образована плоскими поверхностями и полностью бронирована облегченной титановой броней с керамическими наружными плитками, которые могут заменяться.
Малобликующее броневое остекление выдерживает прямое попадание 12,7-миллиметровых пуль. Спасение экипажа на малых высотах осуществляется с использованием энергопоглощающих кресел с системой перевода экипажа в необходимую изготовочную позу, на больших высотах - с использованием парашютов через боковые двери (под дверями надуваются специальные трапы, предохраняющие экипаж от удара о шасси). За кабиной экипажа в техническом отсеке могут разместиться два человека (доступ в отсек осуществляется через люк и откидной трап с левого борта). Лопасти несущего и рулевого винтов выполнены из полимерных композиционных материалов, в креплении лопастей используются металлофторопластовые и тканевые подшипники.
Вертолет вооружен мощной 30-миллиметровой пушкой с боекомплектом 300 снарядов и съемным вооружением, подвешиваемым на балочных держателях пилонов крыла: 16 противотанковых управляемых сверхзвуковых ракет 9М120 "Атака-В", 9М114 "Шторм-В" или "Вихрь", блоки НАР Б-8В20 или Б-13Л, унифицированные вертолетные гондолы ГУВ в пулеметном или гранатометном вариантах, контейнеры мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами, авиабомбы калибром до 500 килограмм, ракеты С-24Б, пушечные контейнеры УПК-23-250, зажигательные баки ЗБ-500. Пушка подвижна в горизонтальной плоскости на ±110 градусов и в вертикальной - в диапазоне от +13 до -40 градусов.
В марте 2005 года в Главном штабе Военно-воздушных сил на заседании государственной комиссии под председательством экс-главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова (январь 2002 - май 2007 годов) без лишних разногласий было отмечено, что предварительное заключение по первому этапу испытаний уже позволяет развернуть серийное производство Ми-28Н, не дожидаясь окончания всех этапов госиспытаний. В 2006 году вертолет был запущен в серийное производство.
Во второй половине июня 2006 года два Ми-28Н принимали участие в командно-штабных учениях "Щит Союза-2006", проходивших на территории Республики Беларусь. Это были первая опытная машина ОП-1 и первая предсерийная 01-01 (бортовой номер - 32). Один из вертолетов не имел надвтулочной РЛС. На учении "Щит Союза-2006" оба вертолета Ми-28Н на пилонах несли блоки неуправляемых авиационных ракет Б-8В20 и противотанковых управляемых ракет 9М120 "Атака-В".
22 января 2008 года первые два вертолета поступили в Торжокский 344-ый Центр боевого применения и переучивания летного состава (армейской авиации). В течение 2008 года должны поступить еще две машины.
По словам экс-главкома военно-воздушных сил России Владимира Михайлова из более чем 300 испытательных полетов Ми-28Н только 17 не зачтены, что является рекордным показателем и говорит об очень высокой надежности машины. В настоящее время ВВС осуществляют исследования тактики боевого применения и разрабатывают наставления по эксплуатации и применению нового вертолета.
Согласно официальным сообщениям военного ведомства России, в ближайшие 9 лет будет закуплено 70-100 вертолетов Ми-28Н. Первым будет перевооружен на новые вертолеты 55-й Севастопольский вертолетный полк 4-й армии ВВС и ПВО. В целом планируется закупить около 300 единиц Ми-28Н для замены устаревших Ми-24, однако информация по точным срокам реализации программы достаточно противоречивая.
Охотник против акул, аллигаторов и индейцев
За последние несколько лет тема, касающаяся сравнения боевых возможностей "Ночного охотника" с Ка-50 "Черной акулой" и Ка-52 "Аллигатором", а также американским аналогом AH-64D Longbow, стала весьма популярна.
Отмечается ряд значительных преимуществ вертолетов марки "Ка" над Ми-28Н. К примеру, хвостовой винт у "Ночного охотника" не имеет никакой защиты и расположен низко над землей. В полевых условиях, особенно в горной местности, при посадке возможны его повреждения. Пушка размещена под носом в самой вибрирующей части корпуса. В стрельбе Ми-28Н проигрывает по точности Ка-50 и Ка-52, так как у него практически невозможна стабилизация ствола при ведении огня. Несущие винты Ми-28Н большого диаметра, у машины плохая устойчивость к боковому ветру, что осложняет применение вертолета в горах.
Ми-28Н еще не прошел боевое крещение, в отличие от вертолетов марки "Ка". В 2001 году два Ка-50 и один пункт наблюдения и целеуказания Ка-29ПНЦУ были отправлены в Чечню. Их испытывали девять летчиков и штурманов. Согласно их заключениям Ка-50 показал хорошие летные качества в горных условиях, а по управляемости значительно превосходит Ми-24. Специально для оценки боевых возможностей экспериментальной вертолетной группы в Чечню прилетал Юрий Балуевский (в тот период генерал-полковник, заместитель начальника Генерального штаба). Тогда он заявил, что воюющая армия получит Ка-50.
Из-за критики одноместной модели Ка-50 специалисты ОАО "Камов" за несколько лет создали и подняли в воздух двухместный Ка-52. В 2004 году экс-главком ВВС Владимир Михайлов заявил, что "Аллигатор" по критерию "эффективность-стоимость" намного опередил своих конкурентов на Западе.
Однако уже в 2005 году решение о закупке Ка-50 и Ка-52 в качестве основного боевого вертолета было изменено в пользу Ми-28Н. Отчасти это было связано с оценкой стоимостных показателей двух машин. Ми-28Н дешевле вертолетов марки "Ка". При этом, по заявлению главы фирмы "Камов" Игоря Пшеничного, острой конкурентной борьбы между двумя производителями вертолетов нет, обе компании входят в состав единой корпорации "Оборонпром". У каждого вертолета своя специфика, это предусмотрено Госпрограммой вооружений, и все машины будут поставляться в российские Вооруженные силы. Вертолетов марки "Ка" планируется закупать по пять-шесть в год, Ми-28Н в 2-2,5 раза больше. Но вертолеты Ка-50 и Ка-52 поступят только в бригады специального назначения Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба ВС РФ.
В то же время не исключено, что такое решение обусловлено наличием некоторых разногласий военного руководства страны с правлением ООО "Камова". Вертолет Ми-28Н, несмотря на серьезные недостатки, был принят на вооружение в качестве основного боевого вертолета с условием, что фирма сможет устранить все изъяны в период серийного производства.
Если сравнивать М-28Н с вертолетом AH-64D Longbow, то американский аналог превосходит новый российский боевой вертолет. Это обусловлено во многом состоянием комплектующих радиоэлектроники российского образца, из 13000 элементов которой более 70 процентов имеют возраст свыше 15 лет. Причина в том, что завершение работ по Ми-28Н пришлось на период российских реформ, когда отставание РФ от Запада по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным, а также компьютерным технологиям продолжало увеличиваться. Отсутствие должных технологий сказалось на боевых характеристиках вертолета Ми-28Н.
Использование полуавтоматического наведения ПТУР "Атака" значительно повышает риск уничтожения вертолета во время прицеливания и пуска ракет.
Бортовое радиоэлектронное оборудование вертолета "Апач" и головка самонаведения различных модификаций ракеты "Хеллфайр" разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. ПТУР "Хеллфайр" постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114B) с использованием радиолокационной (РЛ) ГСН.
При создании комплекса ПТРК "Лонгбоу" предусматривалось значительное сокращение времени нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет, благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять их залповый пуск по скоплению бронетехники.
Главное достоинство БРЭО "Апач Лонгбоу" заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы объекты поражения уже определены по степени важности и на них нацелены ракеты. БРЭО "Апача", обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть вертолета на поле боя.
Помимо недостатков радиоэлектронного оборудования, вертолет Ми-28Н по своей конструкции является техникой вчерашнего дня. В настоящее время ведущие американские авиационные компании склоняются к мысли, что будущее в вертолетостроении только за соосными машинами. Это неоднократно утверждали представители компании "Сикорский" на авиасалоне Ле Бурже и на выставке "Фарнборо-2006". Первый американский соосник уже проходит испытания. В ближайшие несколько десятков лет Пентагон намерен полностью переоснастить все виды вооруженных сил боевыми и транспортными вертолетами, построенными по такой схеме.
Получается, Россия сама отказывается от наиболее оптимальных концепций вертолетов (главное, наших отечественных), отдавая предпочтение устаревшим схемам. И еще, ориентация Ми-28Н с новым двигателем ВК-2500 на иностранные рынки ВВТ - это, конечно, хорошо, но встает вопрос, что тогда останется для российской армии и кто должен думать о ее потенциале и боевых возможностях?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 6, 2024
Аэрофлот открывает полеты в Улан-Удэ
Декабрь 6, 2024
тест
Декабрь 6, 2024
Почему споттинг в Узбекистане превращается в настоящий "подзаборинг"?
Декабрь 6, 2024
Россельхознадзор пресек попытки ввоза небезопасной растительной продукции в ручной клади и багаже пассажиров аэропортов Московского авиаузла