Коммерсантъ
5 мая 2008, 09:18
Керосин сливают на биржу
Авиакомпании, недовольные ростом цен на керосин, требуют от правительства принять срочные меры. Перевозчики написали письмо на имя премьер-министра В.Зубкова с просьбой "централизовать продажи авиатоплива" государственными компаниями
Письмо, написанное президентом фонда "Партнер гражданской авиации" Олегом Смирновым, подписали представители крупнейших авиакомпаний, в том числе "Трансаэро", S7 и "КД Авиа". Сегодня письмо должно быть отправлено премьер-министру Виктору Зубкову. Перевозчики жалуются на очередное повышение цен на авиатопливо с 1 мая. "Объявленный нефтяниками уровень майских цен, превышающий текущий уровень на 10-15%, а также планы дальнейшего повышения цен окончательно подорвут экономическую базу авиакомпаний России",- говорится в письме. Скачки цен на авиатопливо происходят, когда авиакомпании уже сверстали предложения и заключили договоры с туроператорами по программам перевозок на высокие сезоны, отмечается в письме. В повышении цен на авиакеросин перевозчики обвиняют нефтяные компании и просят государство в качестве первого шага "централизовать реализацию авиатоплива государственными нефтяными компаниями", чтобы ценообразование происходило прозрачно и опиралось на баланс спроса и предложения. Как пояснил "Ъ" один из инициаторов письма, гендиректор ТД "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский, авторы письма хотят предложить государству обязать принадлежащие ему нефтяные компании ("Роснефть" и "Газпром нефть") продавать авиакеросин на биржевой площадке. По мнению господина Островского, как только оптовая торговля авиатопливом станет "обезличенной, а не адресной", цены пойдут вниз, и частным НК также придется их понижать. В авиакомпаниях комментировать письмо вчера не стали.
По данным ЦДУ ТЭКа, "Роснефть" и "Газпром нефть" занимают соответственно второе и третье место по производству авиатоплива в России после ЛУКОЙЛа. Кроме того, в небольших объемах авиатопливо производит сам "Газпром". В совокупности госкомпании производят 3,36 млн тонн авиакеросина - 37,3% от всего производства по России.
Нефтяные компании не согласны с обвинениями авиаперевозчиков в непрозрачности ценообразования и монополизации рынка. В "Роснефти" отмечают, что компания продает производимое авиатопливо на тендерной основе, что является рыночным и прозрачным механизмом ценообразования. Источник в компании также отметил, что "Роснефть" не владеет топливозаправочными компаниями в крупных авиаузлах и не может влиять на цены, по которым авиатопливо продается в аэропортах. В "Газпром нефти", владеющей 50% ТЗК "Пулково", говорят, что продают топливо по прямым контрактам с авиакомпаниями, что обеспечивает прозрачность ценообразования. "Нам не кажется, что продажа керосина на бирже будет способствовать снижению цен",- резюмируют в "Газпром нефти". А рост цен в компании объясняют рыночными факторами, прежде всего ростом мировых цен на нефть. Правда, Евгений Островский уверен, что при отсутствии дефицита авиатоплива в России привязка к мировым ценам искусственна.
Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что биржевая цена смогла бы быть индикатором, по которому можно было бы совершать сделки и хеджировать риски. Инициатива здравая, но возможность ее реализации невелика, соглашается гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. Господин Пантелеев также скептически оценивает будущее этого предложения. "Во-первых, господин Зубков не успеет ничего предпринять до назначения нового правительства. Во-вторых, лобби нефтяников несоизмеримо сильнее, чем у авиаторов, поэтому любое решение, ущемляющее интересы нефтекомпаний, вряд ли будет принято",- считает эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114