АК "Владивосток Авиа"
26 мая 2008, 08:28
Хакасия: планы и реальность авиаперевозок
Авиакомпания "Владивосток Авиа" приступает к реализации своей летней программы перевозок через аэропорт Абакан. Она характеризуется высокой интенсивностью полетов и большим объемом перевозок
К услугам пассажиров выполняемые ежедневно, кроме субботы, рейсы в Москву на самолете A320, которые позволили установить прочный воздушный мост со столицей. Рейс компании удобно стыкуется с рейсами "Владивосток Авиа" из Москвы во Франкфурт-Хан (Германия), Сочи и Краснодар.
Салоны самолетов компании оборудованы системами видео и аудио-развлечения пассажиров, эффективным кондиционированием, удобными креслами. Все это, в комплексе с высоким уровнем обслуживания бортпроводников обеспечит впечатление легкого и приятного полета.
Напомним, что с апреля этого года авиакомпания "Владивосток Авиа", в рамках программы по улучшению сервиса, приняла решение о полном запрете крепких спиртных напитков на своих самолетах, для обеспечение пассажирам безопасности и комфорта. В тех же целях компания строго следит за соблюдением правил ограничения провоза жидкостей на борту самолета. Эти правила неукоснительно соблюдаются на бортах самолетов "Владивосток Авиа", выполняющих рейсы из Абакана. И как уже показала практика - большинство авиапассажиров и общественность республики Хакасия позитивно восприняли и поддержали это нововведение.
Однако, наряду с позитивными факторами деятельности по обеспечению авиационных перевозок в республике, ОАО "Владивосток Авиа" вынуждено отметить некоторые объективно существующие негативные тенденции.
Главным недостатком аэропорта Хакасии является его изолированность от основных воздушных транспортных магистралей и сильная конкуренция с расположенным рядом Красноярским узловым аэропортом, где существует мощный воздушный хаб. Недостаточная мобильность жителей, удаленность населенных пунктов друг от друга, все эти факторы оказали свое негативное влияние на развитие авиации в Хакасии. На протяжении последних 4-х лет попытка авиакомпании организовать прямые международные рейсы из Абакана в Харбин, Далянь, а также внутренние рейсы в Норильск и Краснодар, Томск и Кемерово, не принесли должных результатов ввиду ограниченного спроса. К примеру, в 2004 году пассажиропоток через аэропорт Абакан составил 39193 пассажира, а в 2005 он уже составил всего 34099. Ситуация в 2006 году несколько улучшилась. Через аэропорт прошло 46336 пассажиров, но среднегодовая загрузка кресел по-прежнему составляла 64%. Благодаря расширению маршрутной сети и увеличению количества рейсов из Абакана перевозки к 2007 году достигли уровня 58 тысяч пассажиров, но занятость кресел не выросла, оставаясь на уровне 65%. Поэтому, в нынешнем сезоне, "Владивосток Авиа" сконцентрирует свои усилия на выполнении полетов из Абакана в Москву. При этом для жителей республики сформирована прекрасная возможность посредством удобных стыковок улететь в Европу или на Юг России рейсами одной компании из Москвы.
Жизнь показала, что присутствие в регионе с начала 90-х прошлого века авиакомпании "Владивосток Авиа" позволило сохранить авиационные перевозки и даже постепенно увеличить пассажиропоток. Однако тенденции, развивающиеся в 2007-2008 годах, не внушают большого оптимизма, поскольку авиакомпания выполняет свои рейсы на грани рентабельности, а зачастую и себе в убыток. Эти факты свидетельствуют, что предложение превышает возможный спрос.
Мировая практика работы аэропортов с малой интенсивностью полетов доказывает, что именно наличие базового перевозчика позволяет поддерживать его работу на должном уровне, гасит негативное влияние сезонности авиаперевозок. Авиакомпания "Владивосток Авиа", с момента создания своего филиала в республике Хакасия, концентрирует усилия именно в этом направлении. Сохранив полноценную инженерно-техническую структуру и занятость коллектива ИАС, она обеспечила переподготовку инженерно-технического персонала на обслуживание воздушных судов A320 и Ту-204-300. Компания постоянно внедряет новые технологии в области обработки пассажиров. Так, за счет собственных средств в аэропорту Абакана установлена современная система электронной регистрации пассажиров и электронных билетов. Но всем должно быть абсолютно ясно, что усилий одной авиакомпании в подобном деле недостаточно.
Стоит отметить, что сегодня у "Владивосток Авиа" вызывает серьезную тревогу состояние аэропорта Абакана, руководство которого пытается переложить бремя своей ответственности за аэропорт на плечи авиакомпании. Износ основных фондов аэропорта и его инфраструктуры очень скоро достигнет угрожающих размеров, а ведь это взлетно-посадочная полоса, перрон, рулежные дорожки, необходимые технические системы сопровождения взлета и посадки. Это может привести к полной остановке работы аэропортового хозяйства, что в свою очередь повлечет невозможность осуществления авиационного сообщения. Сегодня из-за неудовлетворительного состояния взлетно-посадочной полосы существует реальная угроза прекращения полетов на самолетах с низко расположенными двигателями Ту-204-300 и A320. Для выполнения рейсов компания будет вынуждена вновь ставить на линии Ту-154. Данный тип воздушного судна расходует больше топлива, что неизбежно отразится на уровне тарифов, предлагаемых населению республики.
Упреки руководства аэропорта в адрес компании по мнимому устранению конкурентов полностью несостоятельны. Конкуренция возникает в условиях наличия хотя бы нескольких конкурирующих между собой компаний, но реальная ситуация состоит в том, что другие перевозчики приход в аэропорт Абакан считают малорентабельным, поскольку ограничивающими факторами здесь выступает: рост тарифов на аэропортовое обслуживание, небольшое число потенциальных пассажиров и близость крупных аэропортов-конкурентов. Подтверждением этому является тот факт, что за последние годы немало российских авиаперевозчиков заявляло о намерениях выполнять рейсы в/из Абакана, но внимательное изучение рынка пассажиропотока в республике заставляло их отказаться от первоначальных планов.
Любому специалисту в области авиационной экономики понятно, что нельзя ставить на один уровень аэропорт Абакана и красноярский или кемеровский аэропорты. В сложившихся условиях руководству аэропорта Абакана нужно занять более деловую и рациональную позицию по этой проблеме, ведь только совместными усилиями в республике Хакасия можно продуктивно разрешать возникшую проблему. Тем более непонятны и вызывают искреннее недоумение действия администрации по выведению топливно-заправочного комплекса из общей аэропортовой структуры, практически единственного элемента, приносящего аэропорту Абакана реальную прибыль. В результате уже сегодня одна тонна авиатопливо стала стоить дороже на 4 тысячи рублей.
Федеральные власти не демонстрируют свою заинтересованность в поддержании и развитии аэропорта. И без того понятно, что при наличии рядом расположенного красноярского аэропорта, осуществляющего основной объем перевозок в регионе, федеральный центр не будет развивать аэропорт Абакана.
Опыт передовых российских аэропортов подсказывает, что в сложившейся ситуации гораздо целесообразнее заниматься не выводом активов из структуры аэропорта, а перестройкой экономики на рентабельную деятельность, что может послужить дополнительным источником дохода. Пока же рентабельность в аэропорту руководство пытается обеспечить лишь путем повышения тарифов за аэропортовое обслуживание.
Выход из создавшегося положения авиакомпания видит и в организации дотаций на осуществление аэропортовой деятельности за счет республиканского бюджета. Сегодня в России существуют правовые механизмы по передаче аэропорта из госсобственности в региональную. Поэтому, если аэропорт нужен республике, то она должна предпринять реальные шаги по движению в этом направлении. В подобной ситуации летать через Абакан через ближайшие год - два станет просто невозможно в принципе....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Владивосток Авиа"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции