АвиаПорт.Ru
2 июня 2008, 10:01
ОАК подвела итоги 2007 года
Деятельность ОАК на минувшей неделе была отмечена сразу двумя важными событиями. 28 мая в Москве состоялось заседание совета директоров ОАК, а 30 мая зарегистрирована ее новая дочерняя структура - ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские самолеты"
Основной целью первого мероприятия стала подготовка годового собрания акционеров ОАО "ОАК" по итогам 2007 г. В частности, рассмотрены финансовые показатели минувшего года и вопросы планирования бюджета на 2008 г., приняты решения по ряду важных вопросов деятельности Корпорации, и внесены предложения по новому составу Совета директоров. Последний утвердил повестку дня годового общего собрания акционеров ОАК и рекомендовал собранию акционеров утвердить следующее распределение чистой прибыли общества: 10% направить на выплату дивидендов по обыкновенным акциям, 10% - на формирование резервного фонда корпорации. Оставшуюся нераспределенную прибыль предложено оставить в распоряжении ОАО "ОАК" в целях финансирования расходов корпорации в 2008 г.
Стратегия
Что касается результатов работы в 2007 г., то здесь, по мнению председателя совета директоров ОАК, заместителя председателя правительства РФ Сергея Иванова, появились определенные результаты. "По темпам роста производства авиационная промышленность в прошлом году продолжала оставаться одним из лидеров промышленного комплекса страны", - отметил вице-премьер. По сравнению с предыдущим годом объемы производства отрасли выросли в реальном исчислении на 16,6%, из них в гражданском секторе - на 10,2%, в военном - на 19,7%. Выручка от продаж по всем предприятиям авиационной промышленности составила около 230 млрд. руб., в том числе, более 100 млрд. руб. приходится на долю предприятий ОАК.
Подводя итоги 2007 г., С.Иванов отметил, что "доля экспорта в выручке от продаж в целом по отрасли составила около 30%, и это, в общем-то, неплохо, поскольку отрасль эта высокотехнологичная, а мы все время говорим о внедрении инноваций, поощрении и стимулировании экспорта высокотехнологичной продукции. В авиационной промышленности эта тенденция соблюдается". При этом предприятия ОАК обеспечили свыше 90% всей отраслевой экспортной выручки. Правда, отметил С.Иванов, эти цифры в значительной степени были обусловлены ростом экспортных поставок истребителей. "Так или иначе, но эти финансовые показатели по отрасли - самые лучшие с 1991 г.", - резюмировал он.
Важным итогом работы корпорации за минувший год, по мнению председателя совета директоров, также стало определение модельного ряда самолетов на ближайшее десятилетие. "Сделано это было с учетом реальных возможностей российских конструкторских бюро и заводов, а самое главное, с учетом потребностей гражданских авиакомпаний, то есть потребностей рынка, причем не только внутреннего, но и мирового. И приятно отметить, что в прошлом году мы впервые наладили нормальное, конструктивное взаимодействие с авиаперевозчиками, крупными транспортными компаниями, и российскими и зарубежными, для которых, собственно, мы и изготавливаем самолеты", - заметил он.
Согласно основным положениям стратегии ОАК, плановыми индикаторами ее реализации в области военной авиации названы: целевой показатель - до 15% ежегодных продаж на мировом рынке, уровень продаж к 2025 г. - 110-130 самолетов в год, ежегодный рост объемов производства - 10-12% в период 2008-2025 гг., доля выручки от поставок военной авиатехники в общем объеме выручки ОАК в 2025 г. - 30-40%. Общий объем производства в период 2008-2025 гг. должен составить около 2300 самолетов фронтовой авиации и учебно-боевых самолетов, комплексов БЛА. При этом значительная доля произведенной военной авиатехники будет поставлена на экспорт и/или произведена в режиме международной кооперации.
Что касается гражданской авиации, целевой показатель здесь представлен ОАК в виде завоевания к 2015 г. не менее 5% мирового рынка магистральных и тяжелых региональных (вместимостью более 50 мест) самолетов, и 10% - в 2025 г. Среднегодовой рост объемов их производства в 2008-2025 гг. запланирован на уровне 22-25%. Общий объем выпуска в этот период времени может составить около 2600 единиц при уровне продаж к 2025 г. от 260 до 290 самолетов в год. Доля выручки от поставок гражданской авиатехники в общем объеме реализации продукции ОАК в 2025 г. достигнет не менее 50%, а доля поставок на экспорт - не менее 60%.
В ходе минувшего заседания С.Иванов назвал организацию производства гражданских самолетов одним из важных направлений деятельности корпорации в 2008 г.: "Хочу отметить, что в прошлом году объем заказов впервые превысил производственные возможности корпорации. То есть, спрос на гражданские самолеты гораздо выше, чем наши технические и производственные возможности... Причем уже имеются крупные портфели заказов от российских и зарубежных авиакомпаний на две новые модели региональных самолетов: Sukhoi SuperJet-100, который, как известно, недавно впервые поднялся в воздух, и Ан-148. В 2008 г. мы должны начать их серийное производство. Поэтому на первое место вышла задача по решению проблемы обеспечения выполнения заказов".
В области транспортной авиации основные задачи ОАК тоже определены. Целевой показатель - достижение к 2025 г. 20-30% ежегодных продаж на мировом рынке при уровне реализации 40-60 самолетов в год. Общий объем производства в период 2008-2025 гг. должен составить около 900-950 рамповых самолетов всех классов, а доля выручки от поставок рамповых ВТС в общем объеме выручки ОАК в 2025 г. - 10-20%. Экспортная составляющая будет представлена не менее 55-65% годового выпуска рамповых транспортных самолетов. "В транспортной авиации определен модельный ряд перспективных транспортно-грузовых самолетов и заводы, на которых они производятся или будут производиться, - прокомментировал С.Иванов. - В классе сверхтяжелых грузовиков - это модернизация и, возможно, возобновление в Ульяновске производства самолета Ан-124 "Руслан". Принято решение о серийном производстве там же в Ульяновске последней модификации Ил-76МФ с отечественными двигателями ПС-90А. Идет совместная работа с нашими индийскими партнерами над обликом нового многофункционального транспортного самолета проекта МТС".
Ресурсы
В целом, по словам президента, председателя правления ОАК Алексея Федорова, стратегией предусматривается увеличение объема общей выручки корпорации с 4 до $12-14 млрд. в годовом исчислении к 2015 г., и $20-25 млрд. к 2025 г. Запланирован рост эффективности производства (производительности труда) и достижение по этому показателю мирового уровня ($250-300тыс.) в 2015-2025 гг. Капитализация ОАО "ОАК" должна возрасти со 100 до 400 млрд. рублей к 2015 г. и до 1 трлн. руб. к 2025 г. Воплощение этих планов в жизнь предполагает несколько этапов, на каждом из которых будут решаться соответствующие задачи рыночного позиционирования и развития ресурсов.
Основные целями первого этапа, обозначенного как "Реорганизация и антикризисное управление" (2007-2010 гг.), являются мобилизация ресурсов, необходимых для реализации стратегии и формирование ключевых научно-технических заделов, необходимых для обеспечения устойчивого развития. Второй этап - "Развитие ключевых проектов" (2010-2015 гг.) направлен на их реализацию в каждом сегменте бизнеса и построение современной индустриальной модели, обеспечивающей расширение производства на новой технологической основе, а также достижение рентабельности производства, соответствующей лучшим международным отраслевым показателям. Третий, завершающий этап, назван "Устойчивое развитие в новой модели" (2015-2025 гг.) и предусматривает достижение целевых позиций на рынке наряду с глобальной диверсификацией деятельности.
В настоящее время объективная ограниченность ресурсов, по мнению руководителей ОАК, требует их концентрации на наиболее перспективных направлениях в соответствии с приоритетами продуктовой стратегии корпорации. Такой подход планируется осуществлять путем координации использования ресурсов входящих в ОАК конструкторских бюро и заводов, реструктуризации активов ОАК, интеграции ресурсов авиастроительных комплексов стран СНГ, приобретения и интеграции других зарубежных активов, рационального аутсорсинга. При этом отмечается, что все это тоже будет происходить поэтапно. Ведь для достижения конкурентного уровня ряда ресурсов, в частности трудовых и инженерно-технологических, потребуются годы и значительные инвестиции.
"Корпорация ведет активную работу по увеличению производственных мощностей авиазаводов, - подчеркнул С.Иванов. - Идет подготовка к масштабному техническому перевооружению, начало которого намечено на этот год. В прошлом году мы выделили из бюджета 6 млрд. руб., направленные именно на техническое перевооружение. Все это позволит осуществить запуск новых продуктов с использованием принципиально новых технологий. Проект бюджета ОАК на 2008 г. составлен исходя из того, что ключевыми ресурсами развития отрасли должны стать три основных вещи. Это персонал, новые технологии и современная организация бизнеса. Я бы эти три момента выделил как ключевые не только на 2008г., но и на ближайшую перспективу".
Помимо использования бюджетных возможностей, по словам председателя совета директоров ОАК, финансирование новых проектов и изменение динамики развития будет осуществляться за счет привлечения дополнительных внебюджетных источников, альянсов со стратегическими партнерами, прежде всего, Boeing и EADS и повышения инвестиционной привлекательности ОАК. Кроме того, "в формировании прибыли корпорации постепенно должна увеличиваться доля от реализации конечной продукции. Надо признать, что сейчас прибыль формируется, и в значительной степени, за счет дивидендов дочерних обществ, а не самой корпорации", - отметил он.
Бюджет
В ходе подготовки к годовому общему собранию акционеров совет директоров ОАО "ОАК" предварительно утвердил годовой отчет за 2007 г. и годовую бухгалтерскую отчетность по результатам минувшего финансового года, а также рекомендовал их к утверждению собранием акционеров. Согласно данным, предоставленным ОАК, в начале 2007 г. заявленный УК корпорации составлял 97 млрд. руб. К концу года капитализация компании оценивалась уже в 110 млрд. рублей. Таким образом, стоимость одной акции выросла на 13%. По предварительным оценкам, консолидированная выручка ОАО "ОАК" за 2007 г. составила около 100 млрд. руб., а общая прибыль, полученная предприятиями, входящими в корпорацию, - почти 8,5 млрд. руб. В бухгалтерской отчетности корпорации за 2007 г. чистая прибыль головной компании без учета входящих в ОАО "ОАК" дочерних обществ отмечена цифрой более 121 млн.руб. При этом в самолетостроении в целом на долю предприятий, интегрированных в ОАО "ОАК", уже приходится более 90% от общего объема производства в России и СНГ.
Советом директоров утвержден бюджет ОАО "ОАК" на 2008 г., в размере более 42,4 млрд. рублей, составленный исходя из необходимости реализации оперативных задач и стратегической миссии корпорации. При этом определены три основных направления деятельности, предусмотренные бюджетом: организация поставок гражданских самолетов, управление НИОКР и инвестициями.
Среди главных задач, определивших основные параметры бюджета ОАК на 2008 г., предусмотрена реализация значительной части программы производства самолетов гражданской авиации, включая действия по техническому перевооружению и стабилизации финансового состояния авиастроительных заводов ЗАО "Авиастар-СП" и ОАО "ВАСО"; увеличение роли ОАО "ОАК" в управлении программами НИОКР в области гражданского авиастроения; исполнение обязательств ОАО "ОАК" по предъявлению обязательного предложения (оферты) по выкупу акций у акционеров ОАО "Корпорация "Иркут"; продолжение процесса формирования корпоративной структуры и системы управления самолетостроительным комплексом для реализации текущих и перспективных задач, определенных стратегией развития ОАО "ОАК", а также реструктуризацию имеющихся активов и повышение их эффективности и капитализации.
Согласно планам ОАО "ОАК", инвестиции на техническое перевооружение заводов-производителей гражданской авиатехники до 2010 г. должны составить до 10 млрд. руб. Основными получателями средств названы ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО), ЗАО "Авиастар-СП" и ОАО "Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова".
Управление
12 февраля 2008 г. Советом директоров ОАО "ОАК" одобрено создание 100% дочернего предприятия, управляющей компании по организации производства и поставок гражданских воздушных судов. 30 мая 2008 г. официально зарегистрировано ООО "УК "ОАК-ГС", уставной капитал которого составляет 25 млн. рублей. По мнению руководителей авиастроительного холдинга, "в перспективе это позволит организовать на российском рынке единый центр ответственности за разработку, производство, реализацию и послепродажное обслуживание гражданской авиатехники".
Большинство экспертов считают такой подход актуальным, в связи с необходимостью скорейшего решения остро назревшей проблемы резкого, неконтролируемого роста цен на энергоносители, основные комплектующие и материалы, в том числе металлы и жаропрочные сплавы, используемые в авиастроении, с чем столкнулся сегодня отечественный авиапром. В результате значительного увеличения себестоимости производства продукции в отрасли в целом отмечается снижение рентабельности производства, и происходит срыв сроков выполнения заключенных ранее контрактов, в том числе в рамках гособорон- и госзаказов. О накопившихся трудностях около года рассказывали в своих выступлениях большинство руководителей предприятий авиастроительной и двигателестроительной отраслей. В том числе, они рассматривались и на апрельском совместном совещании компаний-поставщиков авиастроительной отрасли, посвященном вопросам и перспективам организации взаимодействия ОАК с поставщиками авиастроительной отрасли, а также необходимости обеспечения конкурентоспособной стоимости воздушных судов российского производства.
А.Федоров в своем докладе об основных положениях стратегии развития ОАК и плане производства самолетов на 2007-2015 гг. подчеркнул, что для реализации последнего (431 самолет до 2012 г. и более 800 самолетов до 2015 г.) "необходимо организовать систему взаимовыгодного сотрудничества, а также программу совместной деятельности ОАО "ОАК" и компаний-поставщиков на ближайшие 5-10 лет". Рост себестоимости комплектующих воздушных судов за последние 5 лет в среднем составил 112%, что, в свою очередь, привело к увеличению стоимости гражданских воздушных судов российского производства для авиакомпаний. Кроме того, отмечены наличие дефицита по некоторым материалам и изделиям, несоответствующий уровень качества продукции. Препятствиями к нормальной работе авиационной промышленности России, по мнению участников апрельского совещания, является отсутствие системы договорных отношений, гарантирующей всем участникам процесса стабильность на 3-5 летнюю перспективу. Нет сквозной системы контроля качества, что вызывает дублирование функций контроля поставщиков и потребителей. Недостаток сквозной системы управления перспективными разработками на 10-15-лет делает невозможным долгосрочное планирование и полноценную организацию НИОКР. В связи с этим, по словам А.Федорова, ОАО "ОАК" до конца 2008 г. готово с каждым из ключевых поставщиков разработать конкретную программу совместной деятельности на 5-10 лет. Она должна предусматривать заключение контракта в модели гарантированного выкупа заявленной продукции с жесткими штрафными санкциями для обеих сторон, структуру цены, учитывающую основные параметры и перечень внутренних проектов поставщика, под которые ОАО "ОАК" будет содействовать привлечению финансирования на льготных условиях. В результате ожидается снижение стоимости воздушных судов для авиакомпаний и значительное улучшение качества производимых самолетов. ОАК планирует сформировать и долгосрочную программу развития поставщиков в целях повышения конкурентоспособности российского авиапрома на мировом рынке.
Производственная программа ОАО "ОАК" требует консолидации производственных мощностей, концентрации ключевых ресурсов и компетенций, форсирования программ технического перевооружения на промышленных площадках и изменения модели производственной кооперации, сложившейся в последнее время. Кроме того, необходимо организовать новую систему продаж и послепродажного обслуживания воздушных судов гражданской авиации, ориентированную на выявление и удовлетворение потребностей клиентов.
Созданием управляющей компании ОАК намерена усилить прямое оперативное управление по существенному увеличению производства гражданских воздушных судов, предусмотренному "Основными положениями стратегии развития ОАО "ОАК" до 2025 года" и планом производства гражданских самолетов в 2008-2012 годах. Создание ООО "УК "ОАК-ГС" как отдельной компании призвано обеспечить необходимую гибкость в принятии решений, эффективность работы на рынке и быструю реакцию на потребности клиентов, рационализировать организацию функций оперативного управления производством.
В управляющую компанию передаются функции управления продажами, включая заключение от имени ОАО "ОАК" контрактов с авиакомпаниями на поставку самолетов, и управление производством и послепродажным обслуживанием по следующим семействам самолетов: Ту-204/214/334, Ан-148, Ил-96 и, в будущем, Ил-114. По официальной информации, в данный момент экономические показатели предприятий, производящих данные модели самолетов, не удовлетворяют требованиям ОАО "ОАК". Одной из задач, поставленных перед управляющей компанией, станет увеличение рентабельности продаж существующих моделей самолетов, в первую очередь за счет снижения издержек производства.
Помимо роли агента ОАК по организации производства и поставок гражданских воздушных судов в разряд ключевых компетенций управляющей компании войдет эффективная организация деятельности заводов и КБ, повышение качества их взаимодействия и создание нового качества поставщика, обеспечивающего лучшие условия и сервис для клиентов. ООО "УК "ОАК-ГС" будет управлять денежным потоком инвестиций и контролировать эффективность использования средств в рамках стратегии технического перевооружения авиастроительного холдинга. Кроме того, управляющая компания возьмет на себя некоторые элементы общей системы закупок, включая централизацию товарных потоков ключевых комплектующих, как в целях использования их при производстве новых самолетов, так и для организации возвратно-обменного фонда при осуществлении послепродажного обслуживания.
Учитывая важность реализации начального этапа программы консолидации бизнеса в гражданской авиации, Совет директоров ОАК решил, что А.Федоров может совмещать должности президента, председателя правления ОАО "ОАК" и генерального директора ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские самолеты". Кроме того, рассмотрен и одобрен список кандидатур для голосования по выборам в совет директоров общества на годовом общем собрании акционеров, запланированном на 30 июня 2008 г....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции