Ведомости
26 июня 2008, 10:54
Прилетели!
Рост цен на авиатопливо в России уже привел к тому, что летать за рубеж стало выгоднее, чем по стране. Проведя свой анализ, "Ведомости" выяснили, что способов борьбы с кризисом не так много и основная надежда - тарифы и кошельки пассажиров
Не до самолетов
До трети заказов на новые авиалайнеры Boeing и Airbus могут быть отменены, пишет WSJ. Причина - тяжелое положение авиакомпаний из-за роста цен на горючее. Некоторые перевозчики уже пересматривают свою закупочную политику. Например, JetBlue Airways Corp. отложила на пять лет поставку заказанных ей А320 в количестве 21. Другая авиакомпания - AirTran Airways - отложила на четыре года покупку 18 Boeing 737-700 и продала два недавно купленных новых самолета.
Тем не менее топливная составляющая в операционных расходах перевозчиков растет. У "Аэрофлота" - около 40%, у "Трансаэро" - 37,7%, у российского дискаунтера Sky Express - 35%, у US Airways - 31%, у Air France - 24%, у европейского лоукостера Air Berlin - 22%, говорят сотрудники компаний. British Airways ожидает, что в 2008-2009 гг. топливо станет самой большой статьей расходов, которая увеличится с 2 млрд фунтов стерлингов ($3,9 млрд) до 3 млрд ($5,9 млрд), отмечает пресс-секретарь компании. Дискаунтер EasyJet сообщал, что удорожание тонны керосина на $1 увеличивает его расходы на $5 млн.
Затраты "Аэрофлота" на керосин за I полугодие превысили бюджет почти вдвое (на $90 млн), жалуется гендиректор Валерий Окулов. С июня в "Шереметьево" тонна стала дороже на $135 ($1530 со сборами и налогами). К концу года это выльется еще в $73 млн допрасходов. При дальнейшем росте цен "Аэрофлот" рискует за год потерять $100 млн чистой прибыли (в 2007 г. она была $313,4 млн). А British Airways уже заявила, что может и не получить прибыль в этом году при барреле нефти выше $120. Плохие прогнозы и у других перевозчиков.
Не тратить лишнего
У компаний выход один - экономить. Менять старые, топливозатратные самолеты на новые (Ту-154 тратит за час 5,2 т топлива, А320 - 2,6 т); приобретать керосин напрямую у производителей или использовать механизм хеджирования; тщательно контролировать расход топлива в компании. "Аэрофлот" уже избавился от Ту-134 и будет избавляться от Ту-154 и Ил-96. S7 к 2011 г. спишет треть Ту-154, говорит ее финдиректор Илья Александровский.
Что касается топлива, то та же "Ютэйр" уже 80% покупает у "Лукойла" и "Сургутнефтегаза" и заправляется во всех своих базовых портах. "Аэрофлот" берет его у "Роснефти", "Лукойла", "Сургута" примерно 50% (а всего - 1,2 млн т в год), говорит Кошляков, но заправляться своим керосином ему можно только в "Шереметьево" и Владивостоке. И 85% керосина "Аэрофлот" берет именно в "Шереметьево".
"Трансаэро" экономит за счет хеджирования, рассказывает ее замгендиректора Дмитрий Столяров. Перевозчик имеет контракт с ТД "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП) с фиксированной ценой. ТОАП в свою очередь получает керосин у ТНК-ВР по цене, привязанной к мировым котировкам, поясняет глава ТОАП Евгений Островский, а все ценовые риски застрахованы в ряде финансовых институтов. Цена для компаний замораживается на 3-6 месяцев, уточняет он. Lufthansa хеджирует 85% керосина, примерно столько же - Air France и British Airways, говорят их представители.
Меры физической экономии топлива понятны. Экипажам предписывается, например, выключать на рулении "лишние" двигатели и совершать его на меньших оборотах турбин. Кроме того, снижают массу самолетов, проводятся целевые ревизии старых судов, чтобы облегчить их. Так, Air France установит в самолетах кресла на 4,5 кг легче прежних. Но за 2007 г. все меры сэкономили "Аэрофлоту" только $17,5 млн (при затратах на топливо $1,023 млрд), отмечает Кошляков.
Пассажиры заплатят
Поэтому главная надежда - на тариф. 10% роста цены керосина делают билет дороже на 4-6%, вычислила гендиректор Sky Express Марина Букалова. "Львиная доля расходов ложится на пассажиров", - не лукавит она. Обычно удается переложить на них 50-90% потерь от цен, отмечает топ-менеджер "Аэрофлота". Его компания уже объявила об увеличении тарифов на 8-10% вместо плановых 5-6%. Российские компании берут пример с иностранных - вводят топливный сбор. Он идет в билете отдельной строкой и призван объяснить пассажиру, почему так дорожают полеты. Сбор компании рассчитывают самостоятельно. Он может сильно отличаться при схожей общей стоимости полета на равные расстояния. Так, у Sky Express билет на рейс Москва - Петербург - Москва при заказе на месяц вперед стоит 4700 руб., из которых 2000 руб. - сбор (данные сайта). У "Трансаэро" при тех же условиях - 5829 руб., но сбор - 962 руб. Austrian Airlines предлагает билет Вена - Милан - Вена (расстояние примерно такое же, как между Москвой и Санкт-Петербургом) за 144 евро (5330 руб.) со сбором 64 евро (2370 руб.). И ни одна из компаний не гарантирует, что эти сборы не вырастут в ближайшее время....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции