Эксперт
30 июня 2008, 17:05
Полет "Аллигатора"
В Арсеньеве (Приморский край) на аэродроме авиазавода "Прогресс" состоялся подъем в воздух нового боевого вертолета марки Ка-52 по прозвищу "Аллигатор"
В пресс-службе ОАО "Вертолеты России" (100−процентная дочерняя компания корпорации "Оборонпром", управляющая вертолетостроительными активами, в том числе и Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" им. Н. И. Сазыкина) добавляют, что испытания Ка-52, проведенные в Арсеньеве в рамках плановых опытно-конструкторских работ, признаны успешными по всем исследуемым параметрам. На испытаниях присутствовали генеральный директор "Вертолетов России" Андрей Шибитов, его первый заместитель Игорь Пшеничный, а также представители фирмы-разработчика - ОКБ им. Камова. Теперь изготовленный на "Прогрессе" Ка-52 передан конструкторскому бюро Камова для завершения опытно-конструкторских работ.
Разведывательно-ударная машина Ка-52 - двухместный многоцелевой вертолет, созданный в развитии знаменитой "Черной акулы" - вертолета Ка-50. Это командирская машина армейской авиации, призванная повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов. "Черная акула" и "Аллигатор" в большой степени унифицированы по основным узлам и системам, однако имеют ряд различий. Если экипаж "Черной акулы" состоит из одного человека, то в "Аллигаторе" - два кресла, причем расположенные не друг за другом, а рядом. Из-за этого у новой машины расширенная носовая часть фюзеляжа. Пилотирование могут осуществлять оба пилота без каких-либо ограничений. Ка-52 способен выполнять самый широкий круг боевых задач днем и ночью, в любое время года, с применением всех средств поражения, имеющихся у Ка-50. У "Аллигатора", как и у "Акулы", - характерная для продукции ОКБ Камова соосная схема расположения несущих винтов над кабиной (хвостовой винт отсутствует). Максимальная скорость горизонтального полета Ка-52 - 310 км/час, крейсерская скорость - 250 км/час, скорость на пикировании - 350 км/час. Статический потолок "Аллигатора" равен 3600 м, динамический - 5500 м, практическая дальность полета составляет 520 км. Вертолет может наносить как стрелково-пушечные, так и ракетные и бомбовые удары. Его максимальная взлетная масса равна 10 400 кг, нормальная взлетная масса - 9800 кг, боевая нагрузка составляет 2800 кг. Максимальная вертикальная перегрузка - 3 g, скорость вертикального набора высоты - 8 м/с. В ОАО "Вертолеты России" отмечают, что высокие летные данные соосной машины Ка-52 позволяют вертолету выполнять боевые маневры в малом объеме воздушного пространства для занятия выгодной атакующей позиции за кратчайшее время.
Работы по созданию этой двухместной модификации "Черной акулы" велись еще в 1990−е годы, однако были заморожены. Хотя в 1995 году согласно указу президента России Ка-50 был официально принят на вооружение российской армии, в вооруженные силы РФ поступило считанное число "Черных акул", а их производство на заводе "Прогресс" прекратилось. Были свернуты и работы по созданию Ка-52. В конце 1990−х эксперты давали понять, что государство сделало выбор в пользу боевых вертолетов конкурирующего конструкторского бюро Миля.
Однако в новом столетии ситуация изменилась. ААК "Прогресс" поочередно посетили несколько высокопоставленных чиновников, и в 2005 году заговорили о скором возобновлении госзаказа. В 2006 году "Прогресс" после долгого перерыва вновь получил госзаказ на изготовление трех Ка-50, в это же время активно возобновились и работы по "Аллигатору". Теперь, когда авиазавод организационно вошел в холдинг "Вертолеты России", стало очевидно, что в стране остаются востребованными как милевские, так и камовские винтокрылые машины. Генеральный директор "Вертолетов России" Андрей Шибитов сообщил, что Ка-52 сегодня имеет "приоритетное значение в модельном ряду вертолетостроительного холдинга как машина, предназначенная для нужд Минобороны России".
В августе 2007 года публика впервые увидела летающего "Аллигатора" - это произошло в Жуковском на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2007). Тот Ка-52 был изготовлен на опытном производстве ОКБ Камова в Москве. А сегодня в Арсеньеве был поднят в воздух первый "Аллигатор" из опытной партии, сделанный уже руками местных авиастроителей. По словам генерального директора ААК "Прогресс" Юрия Денисенко, после прохождения государственных испытаний завод приступит к серийному производству Ка-52. Официальный подъем в воздух первого серийного Ка-52 запланирован уже на сентябрь 2008 года. В рамках программы государственного оборонного заказа до 2015 года на "Прогрессе" для вооруженных сил РФ должно быть выпущено 12 вертолетов Ка-52. Пока речь идет о небольших сериях Ка-50 и Ка-52, но в некоторой степени это объясняется самим назначением камовских машин. Ими будут оснащаться в первую очередь части специального назначения, тогда как для решения общевойсковых задач будет применяться вертолет Ми-28Н ("Ночной охотник").
Комментарий эксперта
Сергей Михеев, генеральный конструктор ОКБ им. Камова, Герой России
Вертолет Ка-52 при всей похожести в то же время не похож на своего предшественника. Ка-50 в свое время создавался как машина узкоспециального профиля - это чисто противотанковый вертолет. Но с той поры, с одной стороны, изменилась концепция массового применения танков, а с другой - появились совершенно другие задачи, понадобились вертолеты воздушного боя, вертолеты завоевания господства в воздухе с истребительными функциями. Здесь будет работать как раз одноместный вертолет.
Ка-52 - машина другого назначения. В этом плане мы задумали и реализовываем сегодня то, что на Западе никто не делает. К примеру, расположение экипажа. Мы доказываем, что в нашем случае это будет еще более эффективно, чем тандемное расположение, принятое во всем мире. Перед людьми, работающими рядом, открываются новые тактические возможности: это два пилота, каждый из которых имеет возможность управлять и оружием, и самой машиной. Это боевой вертолет, который может работать в том числе и как учебный. Машина может быть использована в очень широком круге задач. Сохранив от вертолета Ка-50 принципиальные конструктивные подобия по основным элементам, Ка-52 - абсолютно новый боевой комплекс, машина нового поколения.
Перед Ка-52 стоит, в частности, задача работать в сложных метеорологических условиях. Обе машины начнут внедряться в эксплуатацию, сейчас отдавать предпочтение тому или другому вертолету просто рано. Надо работать. Есть непростые вопросы, с которыми мы сегодня сталкиваемся по подготовке производства: порой нехватка рабочей силы, какие-то вопросы качества аппаратуры. И от того, как мы справимся с этими проблемами, будет зависеть и отношение военного заказчика.
Бывая в Арсеньеве на "Прогрессе" в последнее время минимум раз в полгода, я с удовольствием отмечаю, как завод активно участвует в производственном процессе. Идет размеренное восстановление былого могущества предприятия, это очевидный результат работы заводского коллектива. Более того, "Прогресс" организационно вошел в авиастроительный холдинг "Вертолеты России", который является дочерним предприятием ОАО "Оборонпром". В структуре этого холдинга по сравнению с текущим годом ставится задача троекратного увеличения объемов выпускаемой продукции к 2010 году. Помимо этого, в свое время первым вице-премьером Сергеем Ивановым была поставлена задача в два раза увеличить объем выпуска гражданской продукции. На сегодняшний день по линии вертолетов ОКБ имени Камова здесь развиваются две темы: боевой вертолет Ка-52 и гражданский вертолет Ка-62.
(из интервью газете "Владивосток")...
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции