О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первым делом - пассажиры!

Покупка авиабилетов в Норильске все больше напоминает лотерею. Никогда не знаешь, когда вылетишь из города и каким маршрутом полетишь. Мы привыкли к ссылкам на погоду. Но есть вещи, с которыми смириться трудно

Покупка авиабилетов в Норильске все больше напоминает лотерею. Никогда не знаешь, когда вылетишь из города и каким маршрутом полетишь. Мы привыкли к ссылкам на погоду. Но есть вещи, с которыми смириться трудно.

Картина первая: Апрель 2008 года

Алыкель наводнен журналистами. В город пришла новая авиакомпания! Непразднично стонут лишь пассажиры двух "старых" рейсов. Одним сообщили неверную информацию на справке-автомате, и они за большую переплату прорвались через заносы на такси-внедорожниках, чтобы узнать, что их рейс... отложен на 8 часов. Другие сидят трое суток без гостиницы, еды и ответа - пассажиры какого рейса полетят на ближайшем борту?

Картина вторая: 26 июня 2008 года

Телефонный рассказ от человека, только что добравшегося до столицы. С приключениями:

- Отменили наш рейс на Москву без объявления причин. "По решению авиакомпании". До Москвы 150 пассажиров добирались своим ходом. В Алыкеле, когда возникла проблема, представителя авиакомпании не оказалось. Пришел человек от другой фирмы, предложил лететь их рейсом. Заново покупали билеты из своего кармана. А деньги за несостоявшийся рейс вернули только в Москве. Кстати, новые билеты оказались дороже купленных заранее, так что где-то пару тысяч мы потеряли.

Картина третья: Информация со справки-автомата

3 июня. Порт открыт (!)
  • Рейс Норильск - Новосибирск отменен.
  • Рейс Норильск - Краснодар отменен.
  • Рейсы Москва - Норильск, Норильск - Москва отменены.
Можно без конца обращаться к представителям авиаперевозчиков с вопросами - почему так? Каждый раз будет ответ. Но всем уже неважно "почему так"... Важно - как с этим бороться? Есть ли лекарство от ситуации, в которой сами продавцы авиабилетов не стесняются говорить: "Зачем вы брали билет на эту авиакомпанию? Они вечно все меняют". Кстати, "черные" списки есть не только в кассах...

"Черный" список - что ты вьешься над моею головой?

Рейтинг самых непунктуальных авиакомпаний России опубликовало Федеральное агентство воздушного транспорта. Жаль, изучались лишь чартеры. Регулярные рейсы в агентстве никто особо не поминал, потому что они регулярные. Они вообще не должны задерживаться. Но и "чарт чартеров" оказался любопытным. Заметьте: задержка чаще всего происходила из-за отсутствия самолета. В два раза реже - из-за неисправностей. Лишь на четвертом месте - погода.

"Черный" список авиакомпаний по версии ФАВТ (лето 2006):
  1. "КД авиа" - 29 задержек рейсов (за май-июнь)
  2. "ВИМ-Авиа" - 25 задержек
  3. "КрасЭйр" - 17 задержек
  4. "Авиалинии 400" - 11 задержек
  5. "Кавминводыавиа" - 9 задержек
  6. "Трансаэро" - 9 задержек
  7. "Сибирь" (S7) - 8 задержек
  8. "Уральские авиалинии" - 7 задержек
  9. "Авиалинии Кубани" - 3 задержки
  10. "ЮТэйр" - 3 задержки.
Само собой, это не нравилось многим пассажирам. Но в представительствах авиакомпаний им показывали кое-что, написанное и на вашем билете: "Перевозчик может без предупреждения передать пассажира для перевозки другому Перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира. Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов". Хорошая бумажка. Исчерпывающая. И выходит, нет у пассажира "методов на Костю Сапрыкина"?

На авиацию - рассудительным взглядом

Но если рассматривать практику судов в отношении авиаперевозчиков, выяснится, что победы пассажиров были всегда. Правда, вначале - неубедительные!

Так, в Таганском суде столицы в 2001 году слушалось дело о задержке рейса компанией "Авиаэнерго". Возмущенная пассажирка оценила семь часов торчания в порту в три тысячи рублей морального вреда. Суд принял сторону ответчицы и насчитал компенсацию в размере... 175 рублей! Согласно Воздушному кодексу РФ, по которому неустойка взимается "в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки". То есть 25 рублей за час просрочки. Пощечиной истице стали дополнительные "500 рублей за причиненные неудобства". Это еще не худший пример...

"Я же просил 400 капель валерьянки..."

Из решения Октябрьского райсуда г. Екатеринбурга по иску г. N к авиакомпании "Трансаэро":

"Решение: иск удовлетворить частично. Взыскать с ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" в пользу г. N 1000 рублей за компенсацию морального вреда, 62 рубля 20 копеек за просрочку доставки пассажира и 5 рублей 10 копеек за стоимость настойки валерианы.

Думаю, авиаперевозчики смеялись, когда пассажиры, попивая валерьянку, грозили такими санкциями. Но 11 апреля 2006 года мировой судья города Урай Ханты-Мансийского АО вынес решение о взыскании 1 млн. рублей с авиакомпании "ПримЭйр" в пользу 55 ее пассажиров. Еще 500 тысяч рублей пошло в качестве штрафа государству. Дальше - больше! В январе 2007-го 37 пассажиров отсудили у "Трансаэро" полмиллиона рублей. Во столько обошлись авиакомпании лишние сутки, проведенные туристами в аэропорту Хургады. Каждому из пострадавших присудили по 10 тысяч рублей за моральный ущерб. Еще 92,5 тысячи пошло в качестве штрафа и судебных издержек. Любопытно, что столько же "Трансаэро" пришлось отдать и общественной организации, защищавшей права пассажиров.

При этом, руководствуйся суд лишь 120-й статьей Воздушного кодекса РФ с почасовой неустойкой, бедняги-пассажиры получили бы за сутки сидения меньше "тыщи" на брата. А тут - серьезная сумма "за моральный ущерб". Что изменилось?

Во-первых, конъюнктура, а это в нашей стране немаловажно. 2007 год стал урожайным на задержки рейсов. И задержки были какие-то скандальные, со звездами на борту. То Максим Фадеев на "Трансаэро" с полосы на чернозем укатится, то какой-нибудь Виктор Зинчук со 170 другими россиянами двое суток в Римини проторчит. А злые СМИ тут как тут. Причем задержки часто происходили из-за неисправности. И достало это, видно, всех, потому что министр транспорта Игорь Левитин вдруг велел провести проверку авиакомпаний. Звучали и речи о применении к нарушителям "отзыва лицензии". На этой же волне появилась даже мысль о повышении выплат за задержки до европейского уровня. Но если бы такое случилось... кто-то точно остался бы без штанов.

"Йес!" - сказал пассажирам ЕС

Везет европейцам! 11 февраля 2004 года органы ЕС учредили правила компенсации и помощи пассажирам. Если пассажира сняли с рейса или вовсе рейс отменили, в качестве компенсации ему будет причитаться от 250 до 600 евро - в зависимости от дальности планировавшегося полета. И это не считая стоимости билета, который у многих авиакомпаний гораздо дешевле штрафа. Теперь общая сумма компенсаций, выплачиваемых авиакомпаниями Европы в год, оценивается в 600 миллионов евро. Кстати, новые правила касаются не только пассажиров из стран-участниц Европейского Союза, но и тех, кому посчастливилось лететь из другой страны в благословенный Евросоюз. Главное - чтоб самолет был европейской авиакомпании. Так что - "летайте самолетами иностранного воздушного флота!".

А что же с нашими законами? Они тоже изменились, и это - вторая причина серьезных судебных решений. Ведь теперь проще отстаивать свой "моральный вред".

"Ты меня прежде накорми, напои, да спать уложи!"

27 сентября 2007 года Минюст России зарегистрировал новые правила авиаперевозок. Вот лишь некоторые из больных для авиаперевозчиков пунктов:

"72. Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов...".

"74. В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров об изменении расписания любым доступным способом".

"75. Перевозка пассажиров выполняется между указанными в перевозочном документе в установленной последовательности аэропортами отправления, трансфера и назначения. Изменение маршрута перевозки, указанного в документах, может быть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром".

Что получается? Расписание нарушать не моги, обо всех изменениях - пассажиру доложи и маршрут без его согласия менять не смей. Полная противоположность тому, что мы читали на билете. Кстати, по этим же правилам перевозчик вправе отменить или задержать рейс только для обеспечения безопасности полетов или по требованию государственных органов. Но главный подарок - вот этот пункт:

"99. При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеоусловий, по техническим и другим причинам... перевозчик обязан:
  • предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании более двух часов;

  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

  • обеспечение горячим питанием при ожидании рейса более четырех часов. Далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время. Более шести часов - в ночное время;

  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно;

  • организация хранения багажа.
Чудесно не только то, что комфорт должен быть. Чудесно, что новые правила дали точку отсчета. С ними стало проще обозначать нарушения и тот самый "моральный вред" - если виновата авиакомпания. Проторчал с детьми ночку в холодном порту на чемоданах или жестких скамейках - добивайся компенсации. Нет гостиницы - не твоя проблема. Камера хранения предлагает "отложенным рейсам" хранить скарб за деньги - квитанции пойдут в дело.

Этот "пункт 99-й" авиаперевозчикам как нож острый. Из-за него и Норильск оказался во первых строках всероссийских новостей. Его именем жалились авиакомпании государевым людям, что "в некоторых северных городах, например, в Норильске, летной погоды не бывает неделями" (цитата замначальника отдела внешних связей Росавиации Бориса Карповича). В общем, как бы не разориться на куске колбасы норильским пассажирам. Но это полбеды. А если пойдут иски на задержки и отмены, произведенные по самоличному решению компаний? Все-таки правовая база появляется. Правила авиаперевозок, Воздушный кодекс, ГК. Да и Закон о защите прав потребителей.

Впрочем, что-то не припомню ни одного массового иска от норильских пассажиров. Ну, не любят наши люди судиться. Предпочитают "сигналить". Чтоб вылез какой начальник, как джинн из бутылки, и в эту же бутылку всех плохишей загнал. Так вот, стучать есть куда!

Стучать - сюда!

Есть одна милая структура, которая для авиакомпаний - как ГИБДД для водил. И зовется она - Федеральное агентство воздушного транспорта. То самое, что упомянутые "черные" списки составляет и грозит отзывом лицензии. Но главное - есть у этого заведения общественная приемная, в которую любые граждане РФ имеют право направлять обращения. Которые в течение 30 дней должны быть рассмотрены. С соответствующей проверкой авиакомпаний, естественно.

Адрес для письменных обращений: 125993, ГСП-47, Москва, Ленинградский проспект, 37 корпус 2. Для факсов - (495) 155-55-35. Электронный адрес общественной приемной - http://www.favt.ru/ol/op/

Так что - пишите! Только не анонимно - иначе не рассмотрят. Подробно, четко, аргументированно. Тогда, может, обратится взгляд контролирующих органов в сторону далекого Севера. А то все одни чартеры у них не по расписанию летают... Смешно, ей-богу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Заполярная правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка