Красная звезда
22 июля 2008, 07:09
Могучие крылья Каспия
Когда речь заходит об авиационной базе Каспийской флотилии, то обычно вспоминают знаменитых "монстров Каспия" - экранопланы. Один из этих воздушных кораблей - "Орленок" - в прошлом году занял почетное место в московском музее
История фантастических по инженерной мысли, непревзойденных по технологии, скорости и грузоподъемности экранопланов начиналась именно на этих болотистых берегах. Генеральный конструктор ЦКБ "Волга" Ростислав Евгеньевич Алексеев опередил свое время, как минимум на 100 лет. Впрочем один из воплощенных в металле проектов экраноплан "Лунь" до сих пор находится здесь на хранении. Начальник группы хранения старший лейтенант Тарлан Арзиманов вместе с подчиненными отлично справляются с поставленной задачей, нареканий к сохранности техники нет.
Сегодня то и дело раздаются голоса сожаления представителей флотской общественности о прекращении уникальной программы строительства боевого симбиоза корабля и самолета. Впрочем, не могу согласиться с подобным пессимизмом. Ведь буквально в марте нынешнего года стал очевидцем испытаний малоразмерного экраноплана, предназначенного для пограничников дагестанского отряда.
Возможно, уникальные машины данного типа стали невостребованы в силу политических и экономических изменений в стране. Вместе с тем полет научно-производственной мысли, несмотря ни на какие трудности, не был прерван ни на один год.
Интерес к подобным изделиям российского оборонно-промышленного комплекса проявляет Министерство по чрезвычайным ситуациям: ведь благодаря им могут неизмеримо расшириться возможности при проведении гуманитарных и спасательных операций. Также в кратчайшие сроки становятся реальными переброска тяжелой техники для ликвидации последствий стихийных бедствий и срочная эвакуация по воздуху тысяч и тысяч пострадавших.
Многолетний опыт ветеранов части и ныне востребован. Новое поколение каспийцев благодарно подполковнику в отставке Рагибу Нуриеву, майорам запаса Владимиру Бранчикову, Сергею Кузнецову, старшему прапорщику запаса Юрию Швецу за то, что они остались в строю авиаторов Каспия гражданскими специалистами, передают свои знания сослуживцам.
Новейшая история России потребовала от каспийцев решения новых задач. Воинский коллектив авиационной базы принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе.
Так сложилось, что непосредственно в составе морской авиации флотилии не было вертолетов. А в горах юго-восточной части Чеченской Республики находились подразделения "черных беретов". Без вертолетов осуществлять мобильную переброску морских пехотинцев Каспийской флотилии, продовольствия и боеприпасов оказалось весьма затруднительно. Для решения задач воздушной поддержки морской пехоты из Севастополя направили пару Ми-8. Несколько лет именно из Каспийска они совершали полеты в горы. А специалисты авиабазы выполняли весь комплекс работ по их обеспечению.
Недавно принято решение о направлении на Каспий вертолетной техники. Ситуация, когда флотилия находится в положении "просителя", у представителей Военно-воздушных сил по серьезным вопросам авиационного обеспечения признана нелогичной. Морские авиаторы-каспийцы полностью готовы справиться с поставленной задачей. Заместителем командира части по инженерной и авиационной службе майором Виктором Жуковым и его подчиненными проделана большая подготовительная работа.
Прошлые слава и заслуги не ушли в небытие. Приобретенный опыт востребован уже в новом качестве. Но мечта вновь увидеть летящий воздушный корабль, детище двух стихий, по-прежнему живет и в новых поколениях каспийцев, преданных служителей моря и неба....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка