О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ФАС заправит "Самару"

Волна дел против производителей и поставщиков авиатоплива, инициированных антимонопольной службой, дошла и до Самарской области

Волна дел против производителей и поставщиков авиатоплива, инициированных антимонопольной службой, дошла и до Самарской области. Региональное УФАС возбудило дело против ООО "Лукойл Аэро" и ЗАО "Топливно-заправочная компания "Самара". В ходе проверки ведомство выявило, что эти компании в период с мая по июнь повысили цены на топливо для авиакомпаний на 27%. Служба намерена разобраться в обоснованности повышения стоимости керосина. При этом представители авиакомпаний отмечают, что доля керосина в цене авиабилета составляет половину и долго сдерживать рост цен на авиабилеты за счет снижения собственных издержек они не смогут.

Самарское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) возбудило дело в отношении ООО "Лукойл Аэро" (100%-ная дочерняя компания "Лукойла") и входящего в его структуру ЗАО "Топливно-заправочная компания "Самара" (контролирует топливно-заправочный комплекс в аэропорту "Курумоч") по признакам нарушения статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции". Эти компании являются монополистами на рынке продажи авиатоплива в Самарской области. Дело возбуждено на основании нарушения закона о защите конкуренции. Как объяснил "Ъ" заместитель руководителя управления Леонид Пак, решение о возбуждении дела было принято ведомством по результатам проверки обоснованности цен на рынке авиакеросина и услуг ТЗК.

Напомним, что сейчас федеральное управление ФАС возбудило несколько десятков аналогичных дел по фактам завышения цен на топливо как в отношении компаний-производителей ("Лукойла", "Газпром нефти", "ТНК-ВР холдинга", "Роснефти" и "Сургутнефтегаза"), так и в отношении аэропортовых топливно-заправочных комплексов (порядка 20 дел).

Сотрудники самарского управления ФАС установили, что в декабре 2007 года отпускные цены на топливо для авиакомпаний выросли на 16%, а в мае-июне 2008-го - на 27 %. В ТЗК рост отпускных цен антимонопольной службе объясняют увеличением закупочной стоимости авиатоплива, сообщил Леонид Пак. Действительно, в июне средняя отпускная цена на топливо авиакомпаниям составила 35,6-35,7 тыс. руб. за тонну, тогда как в ноябре прошлого года она равнялась примерно 26 руб. Более того, как уверяют в УФАС, авиакомпания "Самара" сообщила в службу о том, что "Лукойл Аэро" понуждал перевозчика покупать топливо у ТЗК, а также "необоснованно отказывался хранить топливо авиакомпании". Впрочем, в авиакомпании "Самара" отказались от комментариев по этому вопросу. Представитель ОАО "Лукойл" Дмитрий Долгов заявил "Ъ", что до вынесения решения УФАС в компании ситуацию не комментируют. По словам Леонида Пака, если в ходе рассмотрения дела будет доказано завышение цен на топливо, компании-продавцу грозит штраф в размере 1-15% от выручки на территории Самарской области, но не более 4% от всей выручки компании.

В прошлом году в России, по данным ИК "Финам", было произведено около 9 млн тонн авиакеросина. Крупнейшие производители авиакеросина в России - это "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Лукойл", ТНК-BP, "Газпром нефть". Основные оптовые трейдеры (общие продажи, по данным участников рынка, около 5 млн тонн) "Лукойл Аэро", ТОАП и "Газпром нефть Аэро".

Генеральный директор авиакомпании "ЮТэйр" Андрей Мартиросов отмечает, что сейчас средняя отпускная цена авиакеросина в российских аэропортах составляет 35,5 тыс. руб. за тонну. "В некоторых регионах у нас есть возможность покупать керосин на конкурентной основе, хранить авиатопливо в ТЗК и самим заправлять самолеты, - рассказывает господин Мартиросов, - в этом случае топливо обходится нам на 15% дешевле". По словам Андрея Мартиросова, в ТЗК, расположенном в "Курумоче", у "ЮТэйр" нет возможности хранить топливо. "Мы даже не выходили к ТЗК с таким предложением, поскольку считаем, что нет перспектив принятия решения в нашу пользу".

Начальник отдела имиджа и рекламы ОАО "Авиакомпания "Самара" Александр Ирдуллин отмечает, что топливная составляющая равна половине себестоимости перевозок: "Авиакомпания может не поднимать цену на авиабилет пропорционально росту стоимости топлива только за счет снижения издержек и уменьшения прибыли. Но эти резервы не безграничны, если не сказать - исчерпаны".

"В России цены на авиакеросин завышены по сравнению с европейскими биржами примерно на 12-15%", - объясняет аналитик УК "Финам Менеджмент" Станислав Август. Он связывает это со структурой российского сбыта авиакеросина - как правило, у каждого аэропорта есть своя ТЗК, которая монопольно устанавливает цены на авиатопливо, сами же аэропорты не обладают мощностями по хранению нефтепродуктов. По словам Станислава Августа, в этой ситуации сложно говорить о создании конкурентной среды в системе ТЗК. "ФАС придумало самый простой способ борьбы с ценами на авиакеросин - рассчитывается справедливая цена (мировые цены с учетом экспорта и логистики) для каждого региона, если цены выше - запускается повестка в суд, компания штрафуется и устанавливается справедливая цена. В рамках принципов работы ФАС это, конечно, наиболее удобный выход из ситуации. Но невозможно постоянно разрешать ситуацию с ценами, используя судебное давление - это лишний раз нагружает судебную систему и может привести к дефициту топлива. Рассмотрение дела может затянуться, а между тем решать ситуацию с ценами на топливо необходимо уже сейчас. Необходимо добиваться создания конкурентной среды на рынке авиатоплива и выводить авиакеросин на биржу"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Волгоград». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка