АвиаПорт.Ru
7 августа 2008, 14:02
Вертолеты на "Фарнборо-2008"
Фарнборо - колыбель британской авиации. Здесь строили самолеты, начиная еще с 1908 г. Большинство британских самолетов, выпущенных в годы Первой Мировой войны, было построено именно в Фарнборо
"Габариты" Фарнборо впечатляют: на авиашоу привозят и воздвигают до 3600 тонн конструкций общей площадью 90000 кв. метров. 1500 компаний-участниц из более чем трех десятков стран. Более 40 официальных военных делегаций и почти 250 тысяч зрителей (кстати, в этом году входной билет на шоу стоил 28 фунтов стерлингов, если покупать заранее, то можно было сэкономить 5 фунтов). В ходе шоу в 2006 г. заключили договоров на общую сумму 42 млрд долларов. По существу Фарнборо - это один из этапов европейского турне авиационной техники (как Сильверстоун в Формуле-1), в ходе которого производители стремятся любой ценой продвинуть технику на европейский рынок.
В этом году, на мой взгляд, наиболее мощно в вертолетной составляющей выступила AgustaWestland (AW). Объединенная команда показала: AW101, Super Lynx 300, AW139 SAR, AW139 (коммерческий вариант), AW149, Grand EMS, Grand VIP, AW109 LUH, AW129, AW119, NH90. Сюда же можно отнести совместный проект BellAgusta преобразуемого ЛА AB609, в котором AW взвалила на себя дальнейшее продвижение программы. Столь мощное выступление вполне закономерно. Фарнборо для британской половины консорциума Westland - домашняя площадка, а "дома и стены помогают". AW139, далеко перешагнувший домашние стены, продолжает победное шествие по планете: соглашение на сборку в России, Катар заказал 18 AW139, Малайзия - 3 AW139 и список не закрыт.
Eurocopter отстаивает лидирующие позиции на мировом рынке. Можно вспомнить польский заказ на 23 ЕС135 или недавний контракт в США на поставку дополнительно еще около 50 AS350B3 и 5 EC120 (в настоящее время парк таможенного департамента и охраны границы насчитывает 48 AS350 и 15 EC120 вертолетов). В Фарнборо, несмотря на представленные макеты ЕС725 и NH90, не остались не замеченными претензии европейского вертолетостроителя на военный рынок Британии. У ЕС 75% парка полицейских вертолетов Великобритании и Ирландии, британский партнер FB Heliservices Ltd (38 AS350BB Squirrel) осуществляет учебно-тренировочную подготовку военных пилотов, наконец, в июне лидер заключил с МО Великобритании контракт на модернизацию парка вертолетов Puma королевских ВВС (продление срока службы до 2022 г.). Подразделение Eurocopter UK продало 200 вертолетов.
Sikorsky, не перестающий удивлять своим "портфелем" заказов (в $12 млрд в 2007 году), наряду с успехами в мире, подрастерял позиции в Европе (из европейского пирога, новых заказов гражданских и военных вертолетов последних лет на общую стоимость $2-3 млрд, Sikorsky досталось лишь $100 млн). Сегодня срочно пытается выправить ситуацию за счет "местных" ресурсов. Недавно приобретенный завод PZL Mielec должен начать поставку первых International Black Hawk в 2011 году. В центре европейской стратегии компании - программа S/H-92, которая добилась в последнее время солидных успехов (накануне выставки Bristow объявила о закупке трех S-92 с опционом еще на восемь S-92). Построена первая сотня кабин для S-92, заказана - вторая. Общий налет парка превысил отметку 100000 часов. Отдельные машины летают по 130-170 часов в месяц, за четыре года "чертова" дюжина вертолетов достигла отметки 3500 часов, при этом исправность парка не опускается ниже 91%. После завершения шоу SuperHawk, оборудованный в поисково-спасательном варианте, отправился в серьезный тур: Великобритания - Бельгия - Германия - Дания - Польша - Чешская Республика - Венгрия - Румыния - Греция.
Bell показала будущий легкий разведывательный однодвигательный вертолет B407 ARH, предназначенный для СВ США, и новую гражданскую двухдвигательную модель B429. В Европе В429 совмещает приятное с полезным: демонстрацию (Прага - Берлин - Лондон) и сертификацию. Вертолет в варианте скорой медицинской помощи останется в Европе до окончания европейской сертификации. Она должна завершиться через 3-6 месяцев после американской сертификации FAA, запланированной на август-сентябрь 2008 года.
Индийские легкие вертолеты Dhruv продолжили свое европейское турне, которое стартовало в Берлине на ILA-2008, когда пилотажная группа индийских вертолетчиков приятно удивила зрителей. NH Industries выступила с NH90. Команда Black Cat на Lynx Mk.3 и Lynx Mk.8. И, конечно, королевские ВМС Великобритании с Merlin и Seahawk.
По оценкам специалистов, европейский рынок быстро набирает обороты. Если в 1987 году в Европе было поставлено всего 85 вертолетов, в 2006 году уже - 172, учитывая, что только нефтегазовому сектору ежегодно потребуется 500-600 вертолетов, может выйти на уровень до 900 вертолетов в год. В ближайшие 10 лет рынок вырастет с $2,5 млрд до $4,2 млрд Что касается военных вертолетов, европейский рынок, напротив, ожидает сокращение. Если в 2006 году он составлял $4 млрд, к 2015 году "съежится" до $1,5 млрд долларов. Сокращение военных бюджетов уже привело к активизации аутсорсинга (передачи некоторых вспомогательных функций гражданским), что не способствует увеличению военных заказов, а скорее наоборот. Во Франции новые оборонные инициативы (White Paper), опубликованные в июне, могут урезать количество выпускаемых Tiger и NH90. А в самой Великобритании серьезное сокращение финансирования военного ведомства уже привело к отказу от закупки новых многоцелевых вертолетов в пользу модернизации старых Puma и под сомнение поставлена программа разработки 70 новых Future Lynx. В этих условиях европейские производители переносят свои устремления на американский континент.
Выставка "Фарнборо-2008" подтвердила насыщение европейского рынка военных вертолетов с последующим снижением активности при сохранении спроса на полувоенные вертолеты (спасательные, медицинские и полицейские) и гражданские машины (эксклюзивного и VIP-вариантов). Будущее вертолетной Европы за перспективными, специальными вертолетами, обладающими качественно новыми и более широкими возможностями....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции