АвиаПорт.Ru
13 августа 2001, 12:14
Авиастроение пытаются вытащить из "черной дыры"
В 2000 г. из произведенной продукции военная авиационная техника и вооружение составили 69,5%, гражданская авиационная техника - около 14%, гражданская продукция и товары народного потребления - 17%. Кроме того, достаточно высоким остается экспортный потенциал авиационной промышленности. Прежде всего это касается военной продукции, объем экспорта которой в 2000 г. достиг $1,33 млрд., превысив уровень прошлого года более чем в 1,6 раза.
Однако более пристальное изучение положения в авиастроительном комплексе России позволяет сделать вывод, что его поразил жестокий кризис, вызванный отсутствием четкой и ясной политики в области развития отечественной авиации, резким сокращением оборонного заказа и его финансирования. При этом государственное финансирование на проведение НИОКР и закупку авиационной техники сократилось в 13-14 раз.
Процесс приватизации и либерализации экономических отношений внутри авиационной отрасли, который происходил в 90-е годы, не дал ожидаемых результатов.
От приватизации госпредприятия "Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. А.Н.Туполева" государством получено менее $50 тыс. На момент акционирования у предприятия было 13 штук только магистральных самолетов гражданской авиации: четыре Ту-204, шесть Ту-154, пять Ту-134 и три Ту-144 (стоимость одного Ту-204 превышает $15 млн.).
Приватизация госпредприятия "Авиационный комплекс (АК) им. С.В.Ильюшина" дала государству до $10 тыс. На момент акционирования предприятие имело три магистральных самолета: Ил-86, Ил-76, Ил-18 (стоимость одного Ил-86 достигала $10 млн.).
Контрольный государственный пакет акций сохранен в результате приватизации предприятий авиапромышленности РФ только в семи акционерных обществах; в 94-х АО, в числе которых - системообразующие и монополисты по выпускаемой продукции, государство полностью утратило свое влияние.
Кроме того, несовершенство законодательной базы при приватизации создали условия для широкомасштабной скупки акций предприятий авиационной промышленности (ОАО "АНТК им.А.Н. Туполева" - 26,7%, ОАО "Авиастар" - 35%, ОАО "МВЗ им М.Л.Миля" - 41,28%, ОАО "Пермские моторы" - 13,24%, ОАО "ВАСО" - 23,34%, ОАО "Сигнал" - 35,7%, ОАО "Росвертол" - 37,1%) иностранными фирмами, в том числе прямыми конкурентами. При этом не была обеспечена защита государственной тайны. Иностранные фирмы за бесценок получили доступ к ценнейшим технологиям, ноу-хау и информации, внедрились в управленческие структуры значимых для страны оборонных предприятий.
Надежды на инвестиционную активность владельцев акций не оправдались: предприятия не получили стратегически значимых иностранных инвестиций в развитие производства.
В результате реформ Россия в 1999 г. произвела всего 9 гражданских и 21 военный самолет; из них на экспорт поставлены 2 гражданских и все военные. Российской армии боевые самолеты не поставлялись. Демилитаризации авиационной промышленности не произошло - наоборот, удельный вес военной продукции в общем объеме вырос с 34,7% до 64,8%.
Российские эксперты, озабоченные положением в ОПК, предложили несколько программ его реструктуризации. Так, Росавиакосмос считает целесообразным создать на базе уже существующих авиастроительных предприятий и интегрированных комплексов всего 6-7 крупных корпораций холдингового типа, 2-3 самолето- и вертолетостроительные корпорации, а также по одной корпорации в области двигателестроения, бортового оборудования, вооружения и авиационной науки.
Считается, что эти центры целесообразно сохранить в государственной собственности, одновременно применив мягкие формы их интеграции в целях улучшения координации научно-исследовательских работ.
Наиболее рациональным представляется поэтапный подход к решению задачи реформирования авиационной промышленности.
В период 2001-2005 гг. - завершение интеграции разработчиков и серийных предприятий в подотраслевых направлениях и создание базисного ядра авиастроения в составе порядка 20 корпоративных структур. В период 2006-2010 гг. - собственно формирование 6-7 крупных специализированных структур холдингового типа. Но для реализации реформирования авиапрома была принята правительственная программа, на основе которой реструктуризация авиационной промышленности России будет проведена также в два этапа, но быстрее - до 2006 года.
Однако правительственная программа не дает ответа на самый главный вопрос: на каких основаниях и условиях будет происходить объединение и укрупнение авиапредприятий. Если на основе госпакета акций, то у многих предприятий его нет или он незначителен. Если на основе дополнительной эмиссии акций и передаче этого пакета в госсобственность - многие акционеры не согласятся на такой шаг, потому что он уменьшает дивиденды. Кроме того, против централизации авиапредприятий выступают губернаторы тех областей, где они расположены: сейчас налоги, которые платят эти предприятия, идут в местные бюджеты, и расставаться с ними никто не хочет.
Неясно и то, на какие средства будет происходить реструктуризация авиапредприятий. Всем памятны непродуманная конверсия и приватизация, которые закончились развалом авиапрома.
Смущают и сроки выполнения программы. За три года качественно преобразовать огромный и неповоротливый авиационный комплекс России невозможно.
Одним словом, правительство в очередной раз громко декларировало благие намерения, но опять не подкрепило их ничем материальным, не потрудившись даже провести необходимый анализ существующей ситуации. К чему это может привести, иллюстрирует ставшей расхожей фразой: "Хотели, как лучше, а получилось..."....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114