RBC Daily
3 сентября 2008, 12:53
Газовая авиация
Изобретение российских авиаконструкторов может положить конец прожиганию попутного нефтяного газа
Эффективный способ использования попутного газа, который поможет решить ряд экономических и экологических проблем, а также продвинуть российскую авиатехнику на качественно новый уровень, предлагают российские ученые. Исследователи из ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИ ГА и НИПИгазпереработки разработали уникальное авиационное сконденсированное топливо (АСКТ) из смеси сжиженных углеводородных газов, которое можно получать из попутных нефтяных и жирных природных газов на газо- и нефтеперерабатывающих заводах, в пунктах осушки природного газа, а также непосредственно на нефтегазопромыслах.
"Теоретически из 20 млрд кубометров попутного нефтяного газа получается порядка 5-7 млн т жидкой фракции, которую можно, как говорят нефтяники, "разогнать" на два товарных продукта: автопропан и АСКТ, - рассказал РБК daily действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, заслуженный создатель космической техники, генеральный директор ОАО "Интеравиагаз" Вячеслав Зайцев. - Если же учесть, что вся гражданская авиация за год расходует около 6 млн т авиакеросина, а военная - около 1 млн т, то топливо из попутного газа, который сегодня попросту сжигается в факелах, в принципе на 50-70% сможет покрыть нужды российской авиации".
По своим эксплуатационным показателям АСКТ превосходит авиакеросин. К примеру, это топливо дешевле в два-три раза (на Севере же цена газового и жидкого топлива может отличаться в четыре-шесть раз). Так, вертолет семейства Ми-8 за час полета расходует 600-700 кг керосина, при среднегодовом налете 500 часов годовая экономия только на стоимости топлива на один Ми-8 может составить 300 тыс. долл. и более. Поэтому даже частичный переход на газовое топливо позволит России снизить стоимость авиаперевозок на 20-40%. "Тем не менее применение АСКТ скорее всего будет носить региональный, а не глобальный характер. Так, в Сибири, где сконцентрирована львиная доля российских нефтяных и газовых вышек, выработка топлива из попутного газа, который сегодня сжигается, будет практически бесплатной. Если же поставлять АСКТ с севера в южные регионы, его цена автоматически увеличится", - отметил РБК daily доктор технических наук, профессор, начальник отдела топлива ЦИАМ Леонид Яновский.
По своим техническим и экологическим показателям АСКТ также превосходит обычное топливо, что позволяет на 20-30% увеличить ресурсы двигателей и значительно снизить вредные выбросы. "АСКТ удешевит авиаперевозки, особенно в северных регионах, что значительно уменьшит издержки при освоении новых месторождений Севера, Сибири и даже Арктики, - отметил Вячеслав Зайцев. - Кроме того, внедрение газотопливных вертолетов может иметь большое политическое значение. Объявил же президент США Джордж Буш о переводе на газ автопарка Белого дома с целью сокращения вредных выбросов в атмосферу. Так почему бы и нам не сообщить всему миру, что мы переводим на газ, например, транспорт Олимпиады-2014, и не только автомобильный, но и воздушный. Это сразу закрепит за Россией репутацию передового государства, вносящего свою лепту в общемировой процесс экологизации".
Инженеры Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля при активном участии ОАО "Интеравиагаз" уже создали и провели ряд испытаний первого в мире промышленного образца вертолета Ми-8ТГ - газолета, оба двигателя которого могут работать как на обычном авиакеросине, так и на АСКТ, а также их смеси. Испытания показали, что при переходе на газовое топливо характеристики вертолета улучшаются. В частности, за счет более высокой теплоты сгорания газа удельный расход топлива уменьшился на 5%, а дальность полета, наоборот, увеличилась. Кроме того, по расчетам исследователей переход на АСКТ повышает эксплуатационную пожаробезопасность вертолета. Летать на газовом топливе смогут как вертолеты, так и самолеты, двигатели которых будут подвергнуты несложной модификации. Переоборудование вертолета в двухтопливный вариант может быть выполнено на любом авиаремонтном предприятии за две-три недели.
"Ми-8ТГ, который может летать на газовом топливе, - это российское ноу-хау. Подобных разработок ни в одной стране мира нет, - рассказывает РБК daily главный конструктор Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля Анатолий Белов. - Еще Менделеев говорил, что сжигать нефть все равно что топить печь ассигнациями. И в то время как на Западе утилизируется практически весь попутный газ, в России сгорает огромное количество потенциального топлива. Газолет же - это наиболее рациональный выход из сложившейся ситуации. Уже сегодня российские конструкторы готовы начать работу над созданием серийного вертолета Ми-8ТГ. Для этого есть все: источники топливного сырья, образец газолета, показавший отличные результаты на испытаниях, знание и опыт российских конструкторов, доказанные экономическая и экологическая выгоды… Не хватает лишь должного внимания к проекту со стороны российских властей, которые пока не замечают очевидных преимуществ Ми-8ТГ, внедрение которого сможет прекратить непростительное прожигание в факелах богатств российских недр"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 14, 2025
На Иркутском авиазаводе введен в эксплуатацию новый корпус
Ноябрь 14, 2025
Рособоронэкспорт в ходе Dubai Airshow 2025 представит рекордное число натурных экспонатов за всю историю участия в зарубежных выставках
