О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дешевые авиабилеты: "возможности у России огромные"

Летать дешево и без проблем хочется многим, но если на Западе выбор между комфортом и ценой определяют потребители, то российские пассажиры такого права практически лишены

Летать дешево и без проблем хочется многим, но если на Западе выбор между комфортом и ценой определяют потребители, то российские пассажиры такого права практически лишены.

С появлением на авиарынке первого лоукостера ожидались перемены, но, как выясняется, отечественные бюджетные перевозки забуксовали.

В Европе и США система бюджетных перевозок популярна и хорошо развита: десятки лоукостеров летают по всему миру, предлагая билеты по более низким, чем у традиционных перевозчиков, ценам. При этом пассажирам приходится экономить на комфорте: как правило, в стандартный лоукост-билет входит только перелет. Все остальное, например, питание на борту или страховка, является дополнительными платными услугами.

По мнению генерального директора единственной в России лоукост-компании Sky Express Марины Букаловой, плюсов у системы бюджетных перевозок много. "Для компании это, прежде всего, низкие издержки и высокая эффективность бизнеса, а для пассажиров - низкие тарифы, высокая частота полетов и возможность выбирать из спектра предлагаемых услуг и самостоятельно планировать свою поездку", - пояснила "Газете.Ru" Марина Букалова.

По ее словам, основная трудность работы бюджетной авиакомпании на русском рынке - менталитет русского пассажира.

"Годами выработанная традиционными перевозчиками "псевдохалява" вызывает у некоторых клиентов необоснованные претензии к бюджетным перевозчикам, - говорит гендиректор Sky Express. - В частности, пассажир возмущается: "Почему я должен платить за питание на борту, другие же кормят!" - не подозревая, что стоимость питания у "других" уже заложена в билете. Бюджетные авиакомпании же не навязывают этого питания, а предлагают разумный выбор за разумные деньги".

Еще одна проблема, по мнению Букаловой, - ценовое противодействие традиционных перевозчиков, снижающих в "низкий сезон" цены до уровня лоукостера. "В этом случае надо понимать, что это краткосрочная мера, а лоукостер всегда летает по ценам ниже, чем обычные авиакомпании", - замечает представитель Sky Express.

Регулярные перевозчики смотрят на лоукостеров спокойно и конкурентами их не считают.

"Появление фаст-фуда не отменило потребность людей в хороших кафе и ресторанах. То же самое можно сказать о бюджетных и обычных авиаперевозчиках, - говорит пресс-секретарь авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. По его словам, специфика России с ее огромными расстояниями (в отличие от достаточно компактной Европы) налагает определенные ограничения на сферу деятельности низкобюджетных перевозчиков.

"Они не могут выполнять дальнемагистральные рейсы, скажем, из Москвы на Дальний Восток. Не подходят лоукостеры и для массовых зарубежных туристических направлений, пользующихся огромным спросом в нашей стране, - пояснил Быхал. - Не полетит на лоукостере и высокодоходный деловой пассажир, привыкший к бизнес-классу или к улучшенному экономическому. Такая компания, как наша, приоритетом которой являются дальнемагистральные международные рейсы и высокие стандарты сервиса, не рассматривает лоукостеров в качестве своих реальных конкурентов".

В компании "Аэрофлот" на тему бюджетных перевозок высказываются кратко и осторожно. "Наша компания пристально следит за всеми сегментами рынка, в том числе и за лоукост-перевозками. Пока этот рынок нас не сильно интересует. Пока. Придет время, все может быть", - сообщили "Газете.Ru" в пресс-службе компании.

Вместе с тем, по мнению Сергея Быхала, в перспективе российские лоукостеры могут взять на себя часть пассажиров на относительно коротких маршрутах.

Как говорит эксперт, "проблемы сервиса из-за непродолжительности полета не имеют решающего значения для пассажиров". По словам главы аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, ситуация на рынке в данный момент такова, что уменьшение цены билета на 20-30% уже дает взрывной рост объема перевозок и открывает большие перспективы для лоукостеров.

Между тем, говорят эксперты, пока что работать на рынке бюджетных перевозок в России трудно, так как не хватает механизмов, с помощью которых лоукостер может эффективно экономить и сокращать цены. Подтверждением является и тот факт, что за последнее время на российском рынке так и не появилось больше ни одного бюджетного перевозчика.

По мнению Олега Пантелеева, ведущим европейским компаниям работать по лоукост-схеме выгодней, чем российским.

Прежде всего, они в принципе перевозят больше пассажиров, чем даже наши ведущие сетевые перевозчики. Помимо этого, в России есть проблемы с альтернативными аэропортами и поставщиками услуг. В той же Европе лоукостеры обычно используют второстепенные аэропорты - это позволяет компаниям экономить на аэропортовых сборах и на обслуживании самолетов.

Также любой западный лоукостер стремится оптимизировать численность своего штата. Благодаря небольшому количеству сотрудников, в обязанности которых зачастую входят самые разные функции, компании неплохо экономят.

"В России действуют ограничения, которые не разрешают нашей авиакомпании сокращать штат. Прибавьте сюда пошлины на ввоз иностранных самолетов... и получится, что проблем пока более чем достаточно", - резюмирует Олег Пантелеев.

По словам Марины Букаловой из Sky Express, с учетом таможенных пошлин стоимость самолетов, которые эксплуатируются российским лоукостером, повышается на 41%.

Кроме этого, лоукостеру приходится тратиться на ввоз запасных агрегатов для самолетов, которые также облагаются пошлинами, и на техническое обслуживание бортов. При этом в нашей стране практически отсутствуют специализированные центры по обслуживанию судов и агрегатов иностранного производства, поэтому ремонтировать самолеты приходится за рубежом.

Западные бюджетные перевозчики конкуренцию отечественным на российском рынке составить пока не могут - им вход на наш рынок давно "заказан", так как внутренние полеты между городами в России любым иностранным авиакомпаниям запрещены.

Позиция Минтранса на этот счет жесткая.

По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, Россия не собирается пускать иностранные авиакомпании на внутренний рынок, несмотря на то, что парк российских перевозчиков не позволяет в полной мере удовлетворить растущий спрос. По словам министра, авиакомпании РФ в 2007 году достигли рекордных показателей, увеличив перевозки пассажиров по сравнению с 2006 годом на 19%, до 45 млн человек.

Однако даже такие темпы роста не позволили полностью покрыть спрос на авиаперевозки, сообщает "Интерфакс".

Между тем, западные лоукостеры смотрят на российский рынок с надеждой.

"Возможности российского рынка нам кажутся огромными, - заявил "Газете.Ru" представитель пресс-службы крупнейшего европейского лоукостера, ирландской компании Ryanair. - Рынок, безусловно, перспективный, и мы с интересом наблюдаем за его развитием".

По словам PR-менеджера украинского лоукостера Wizz Air Ukraine (входит в состав международного концерна Wizz Air) Кристины Косоноцкой, компания планирует расширять сеть полетов не только по Украине, но также в странах ЕС и СНГ, и не отказалась бы сотрудничать с Россией.

"Сейчас никаких конкретных разговоров относительно сотрудничества с Россией не ведется, но в будущих планах это есть, - рассказала "Газете.Ru" Кристина Косоноцкая. - Это, как вы понимаете, зависит не только от нас, нужно движение с двух сторон. Желание у нас есть".

Отечественные перевозчики, со своей стороны, целиком и полностью поддерживают Минтранс.

"Государство не то что бы препятствует приходу в Россию западных лоукостеров вообще. В Россию летает ряд авиакомпаний, которые в Европе позиционируют себя как лоукост. Но есть и не слишком желанные гости, например, если речь идет о двух гигантах - Ryanair и EasyJet, - поясняет Олег Пантелеев. - Как известно, международное воздушное соглашение в России регламентируется межправительственными соглашениями, и этот механизм позволяет нам защищать свой рынок".

Приход в Россию подобных гигантов, по мнению главы "АвиаПорта", может нанести непоправимый ущерб российским авиакомпаниям, которых "просто "задавят" низкими ценами". С этим мнением согласна и Марина Букалова: "Это вполне обоснованная защита внутреннего рынка и национальных авиаперевозчиков. С приходом западных лоукостеров с новыми самолетами и эффективным менеджментом нашим, особенно мелким, перевозчикам придется трудно".

В данный момент в Россию летают лоукостеры из Германии, Испании, Австрии, Италии, Норвегии: Air Berlin, Germanwings, Clickair, Niki, Wind Jet, Norwegian. Для сравнения: стоимость билета по направлению Москва - Берлин (1600 км) на конец сентября этого года у крупного регулярного российского перевозчика ("Аэрофлот") составляет 22 377 рублей. Немецкий лоукостер (Germanwings) по этому же маршруту в это же время летает за 122 евро (4 392 рубля).

Между тем, бюджетный перелет на такое же расстояние внутри Европы стоит дешевле. Например, от Милана до Палермо (1 535 км) в конце сентября можно добраться за 92 евро (3 300 рублей, компания Wind Jet). Перелет из Лондона до Осло (1 890 км) лоукостером Ryanair в конце сентября обойдется от £20 (900 рублей) до £60 (2 700 рублей), в зависимости от даты и времени вылета.

Стоимость российских лоукост-билетов пока выше западных.

К примеру, в сезон распродаж в том же Ryanair можно купить билеты по цене от £5 (225 рублей) с учетом всех сборов. В России самые низкие цены, независимо от направления, начинаются от 500 рублей. Хотя в компании Sky Express с этим не соглашаются. "Наши цены не выше, но и не ниже западных.

Связано это, в первую очередь, с ценами поставщиков топлива и других услуг, которые порой уже превосходят европейские уровни, особенно это заметно в региональных аэропортах, где вообще отсутствует конкуренция", - поясняет Марина Букалова.

Несмотря на все сложности бизнеса и политики, эксперты сходятся в том, что будущее у российских лоукост-компаний есть.

"Есть рост - есть спрос. В 2007 году мы перевезли почти 700 тыс. человек, в 2008-ом, по прогнозам, должны перевезти более 1 млн. Доля низкобюджетных перевозок за два года выросла с 0 до 5%. Успех первой низкотарифной компании не оставляет равнодушными инвесторов, и мы уверены, что в ближайшее время начнут появляться новые игроки", - считает гендиректор Sky Express. По ее словам, появление новой бюджетной авиакомпании на внутреннем рынке может состояться в уже начале 2009 года.

Тем не менее, по мнению Олега Пантелеева, будущее бюджетных авиакомпаний в России сейчас нельзя назвать близким и безоблачным. "Рынок не совсем готов к появлению такого игрока или игроков: цены на топливо растут, кадров не хватает, самолеты по-прежнему надо ввозить, уплачивая пошлины и НДС", - пояснил глава "Авиапорта". Такая ситуация, говорит эксперт, продлится еще полтора-два года, а затем, уже в новом десятилетии, российские лоукостеры точно появятся.

Cписок наиболее популярных лоукостеров. Цены действительны на момент публикации статьи.

Air Berlin, Германия

Направления полетов: Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Доминиканская республика, Египет, Исландия, Испания, Италия, Канада, Камбоджи, Кения, Кипр, Китай, Куба, Марокко, Мьянма, Нидерланды, Польша, Португалия, Россия, США, Таиланд, Тунис, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Южная Африка, Ямайка. Стоимость билетов: от 50 евро.

AirAsia, Малайзия

Направления полетов: Австралия, Бруней, Камбоджи, Китай, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам. Стоимость билетов: от 70 долларов.

Blu Air, Румыния

Направления полетов: Великобритания, Германия, Испания, Италия, Кипр, Португалия, Румыния, Франция, Швейцария. Стоимость билетов: от 35 евро.

EasyJet, Великобритания

Направления полетов: Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Дания, Египет, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Крит, Латвия, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония,. Стоимость билетов: от 40 евро.

JetBlue Airways, США

Направления полетов: Багамские острова, Мексика, Пуэрто-Рико, США. Стоимость билетов: от 50 евро.

Ryanair, Ирландия

Направления полетов: Великобритания, Ирландия, Испания, Германия, Словакия, Италия, Чехия, Польша, Франция, Австрия, Швеция, Хорватия, Венгрия, Швейцария, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Дания, Португалия, Латвия, Греция, Мальта. Стоимость билетов: от £20.

Virgin Blue, Австралия

Направления полетов: Австралия, Вануату, Новая Зеландия, Самоа, Тонга. Стоимость билетов: от 50 долларов.

Wind Jet, Италия

Направления полетов: Греция, Испания, Италия, Россия, Румыния, Франция. Стоимость билетов: от 90 евро....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка