О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Внуково" на всех не хватит

Перевод рейсов AiRUnion из "Домодедово" во "Внуково" в полтора раза увеличит пассажиропоток последнего. Но аэропорт может оказаться не готов обслужить всех пассажиров

Начиная с воскресенья все рейсы авиакомпаний "Красэйр", "Домодедовские авиалинии" и "Самара" (входят в альянс AiRUnion) переведены из "Домодедово" во "Внуково". По оценке руководителя антикризисного штаба по ситуации с AiRUnion и председателя совета директоров "Внуково-инвест" Виталия Ванцева, аэропорт уже два дня принимает на себя пассажиропоток, равноценный 1,5 млн человек в год. Доля AiRUnion в пассажиропотоке "Домодедово" не превышала 7-8%, говорит представитель аэропорта, это примерно 1,8 млн пассажиров в год. Еще "пара процентов" - пассажиропоток других авиакомпаний, пакеты которых планируется передать "Ростехнологиям", добавляет он, но их рейсы пока во "Внуково" не переведены.

Как быть транзитным пассажирам

В выходные "Внуково" и мэрия Москвы возили пассажиров на автобусах из "Внуково" в "Домодедово", чтобы они успели на рейсы других авиакомпаний. Но это временная мера, говорит чиновник в мэрии. Между тем у "Красэйр" есть интерлайн-соглашения с рядом зарубежных авиакомпаний с учетом пересадки в "Домодедово". Представитель Swiss Airlines считает, что большой роли в бизнесе авиакомпании соглашения не играют, а Lufthansa еще не совсем прояснила для себя ситуацию с AiRUnion и только потом будет решать, как быть.

Новая авиакомпания

В авиакомпанию, создаваемую "Ростехнологиями", правительством Москвы и Красноярского края, войдут активы "Атлант-союза", "Красэйр", "Домодедовских авиалиний", "Самары", ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургских авиалиний", "Саратовских авиалиний", "Владивосток-авиа" и др.


Но это только начало: "Ростехнологии", планирующие создать новую авиакомпанию на обломках AiRUnion, обещают "Внуково" дополнительный пассажиропоток 4 млн человек в год.

Столько "Внуково" не осилит. В 2007 г. аэропорт обслужил 6,789 млн человек при пропускной способности около 7,6 млн человек. Сейчас в аэропорту два терминала - международный (25 000 кв. м) и для внутренних рейсов (28 000 кв. м). Первый принадлежит компании "Международный аэропорт "Внуково" (25% - у правительства Москвы), а внутренний - компании "Аэропорт Внуково" (73,62% у Москвы).

Проблема с вокзалами будет решена, обещает Ванцев. "Аэропорт Внуково" строит новый аэровокзальный комплекс стоимостью 24 млрд руб. и площадью 250 000 кв. м. Уже скоро будет достроена его первая очередь на 170 000 кв. м, говорит Ванцев, но точных сроков не называет. Вторая очередь площадью 50 000 кв. м будет готова в 2009 г., третья (30 000 кв. м) - к 2015 г. К этому времени аэропорт сможет принимать до 20 млн пассажиров в год.

После завершения строительства нового терминала площадей "Внуково" хватит с запасом, считает главный редактор "АвиаПорта" Олег Пантелеев, но пропускная способность взлетно-посадочных полос (ВВП) ограничена. Пока во "Внуково" действует одна полоса. Ванцев говорит, что для обслуживания нынешнего пассажиропотока ее хватит, а вскоре будет сертифицирована вторая.

Даже после этого аэропорту будет далеко до "Домодедово" и "Шереметьево", имеющих по две полосы, полагает Пантелеев: полосы "Внуково" пересекаются и два самолета одновременно взлетать не могут. Кроме того, у "Внуково" уже сейчас чувствуется дефицит стояночных мест, а с приходом новых рейсов аэропорту придется решать вопрос с деловой авиацией, считает Пантелеев. Представитель "Внуково-инвест" отмечает, что пересекающиеся полосы позволяют взлетать при боковом ветре любого направления.

Ванцев добавляет, что в перспективе можно построить еще одну полосу вдоль Киевского шоссе с рулежными дорожками над ним. Правда, земля для этого у "Внуково" еще не зарезервирована, говорит он, но это дальняя перспектива: полоса понадобится для расширения мощности аэропорта до 30 000-35 000 человек в год.

Гендиректор компании "Аэропрогресс" Александр Фридлянд отмечает еще одну проблему: дефицит обслуживающего персонала в краткосрочном периоде. Впрочем, по мнению эксперта, это займет не больше пары месяцев. Вчера все рейсы AiRUnion вылетали из "Внуково" вовремя.

Впрочем, эксперты и конкуренты сомневаются, что "Ростехнологии" увеличат пассажиропоток "Внуково" на 4 млн человек. "Ист лайн" (управляет "Домодедово") не снижает прогноз на 2008 г., говорит его представитель: аэропорт перевезет 22 млн человек как с AiRUnion, так и без него. Достичь этого можно будет в том числе за счет заключения новых контрактов с международными авиакомпаниями, переговоры с которыми уже ведутся, рассказывает он. А Пантелеев добавляет, что большая часть бывших пассажиров AiRUnion останется в "Домодедово". Кризис AiRUnion привел к потере доверия и, к примеру, "Трансаэро" и "Сибирь", летающие из "Домодедово", уже начинают возить пассажиров по направлениям AiRUnion, говорит он.

Представитель "Ростехнологий" уверен, что "Внуково" справится с увеличившимся пассажиропотоком.

Аэропорты под вопросом

В уставный капитал новой авиакомпании, которую создают "Ростехнологии", на базе "Атлант-союза" и AiRUnion планируется передать в том числе и два аэропорта - пакеты акций в компаниях-операторах "Внуково" от правительства Москвы и 51% красноярского "Емельяново". Впрочем, совместное владение авиакомпанией и аэропортом давно вызывает недовольство чиновников Росимущества и антимонопольной службы. Ведь авиакомпания в этом случае может влиять на подконтрольный ей аэропорт и вытеснять из него конкурентов. Например, Росимущество в начале этого года активно возражало против передачи аэропорта Хабаровска в собственность "Дальавиа". А ФАС не разрешила "Ютэйр" купить 49% акций тюменского аэропорта "Рощино", поскольку на компанию приходилось 60% всех перевозок из Тюмени. И одним из условий создания AiRUnion было выделение "Емельяново" в отдельное юрлицо, что и было сделано в начале этого года.

По закону препятствий к совместному владению авиакомпанией и аэропортом, так же как и к их консолидации на баланс одного лица, нет, говорит начальник управления ФАС по контролю и надзору на транспорте и в области связи Константин Сеничкин. Пока норма не прописана в законе, принудительно разделить аэропорт и авиакомпанию можно только в том случае, если аэропорт систематически нарушает закон о конкуренции, ущемляя права других авиакомпаний. Конечно, если ФАС проверит аэропорт и поймет, что закон о конкуренции не нарушается, никаких претензий к нему не будет, но такое бывает редко, отмечает Сеничкин. Планы "Ростехнологий" по созданию авиакомпании он комментировать не стал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка