Независимое военное обозрение
12 сентября 2008, 13:03
Салон гидроавиации в Геленджике выходит на новый уровень
Самые большие в мире самолеты-амфибии пошли в серийное производство
Взлетающие с воды
Авиационные выставки проходят в мире едва ли не ежемесячно. Однако форум в Геленджике стоит особняком. Он посвящен гидроавиации. Когда-то, на заре воздушной эры, летающие лодки были основой морской авиации, но постепенно их вытеснили самолеты палубного и аэродромного базирования. Однако освоение нефтегазоносного шельфа, зависимость от морской транспортировки энергоносителей заставляют по-новому взглянуть на возможности гидроавиации. В конечном счете, три четверти планеты занимают океаны и моря...
У самолета-амфибии есть одно неоспоримое преимущество - для него не нужно строить дорогостоящую взлетно-посадочную полосу. Гидроаэропорт в Геленджикской бухте сертифицирован для приема пассажиров, и часть журналистов прилетела на выставку из подмосковного Раменского на самолете-амфибии Бе-200ЧС с соблюдением всех формальностей, присущих гражданским авиаперевозкам. А неподалеку на берегу проложена бетонная полоса нового аэропорта. Раньше здесь был склон с виноградниками. Пришлось потратить немало сил и денег, чтобы расчистить его и забетонировать. Работы еще продолжаются. В следующем году, как ожидается, новый аэропорт начнет принимать самолеты. Стоит особо отметить, что это первый аэродром в России, полностью построенный за последние 20 лет. Такой вот наглядный пример. А для гидросамолета необходимо только водное пространство. В отдаленных малонаселенных регионах это оптимальный вид скоростного транспорта.
Салон в Геленджике - единственный в мире, где амфибийная авиационная техника демонстрируется на воде, на земле и в воздухе. Именно это привлекает сюда специалистов со всего мира, а также энтузиастов авиации и представителей авиатехнической прессы. В первом гидроавиасалоне в 1996 году участвовало чуть более 80 фирм, сейчас их количество почти удвоилось. Это можно считать одним из главных достижений - форум не просто подтвердил свою жизнеспособность, он стал необходимым звеном развития авиации в России.
В мире летают десятки тысяч гидросамолетов. Но практически все они относятся к малой авиации. И только в России сохраняются традиции создания больших летающих и плавающих кораблей. Это "золотой запас", которым надо умело распорядиться. Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М.Бериева, создающий уникальные машины, настойчиво пробивает на рынок свои изделия. И гидроавиасалон в Геленджике - один из ключевых моментов маркетинговой политики предприятия.
Из пожарных в перевозчики
Если для специалистов форум - это напряженная работа на выставочных стендах и конференциях, то для отдыхающих курортников - аттракцион. Надо прислониться к каждому самолету, чтобы сфотографироваться. Еще лучше - забраться в кабину. Граждане лезут по пояс в морскую воду, чтобы схватиться за поплавок гидросамолета и со счастливой улыбкой навеки запечатлеться в домашнем видео. Милиционеры в белоснежных рубашках охрипли, отгоняя публику, которая норовит залезть под колеса амфибий, сползающих по бетонному спуску в воду.
Народ хочет зрелища, и его ему обеспечивают. Пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи" безукоризненно откатывают свои программы на "МиГах" и "Су". Взлетают и садятся на волну тяжелые Бе-200 и А-42, имитируя пожаротушение, сбрасывают по десять тонн воды к восторгу публики. Кружит пара легких Бе-103. В принципе, программа из года в год почти не меняется, новые машины появляются не часто. Но таковы тенденции всех мировых авиасалонов. На них представляют не столько новые машины, сколько проекты и их продвижение. В этом плане "Геленджик-2008" ничуть не хуже других. Праздная публика, пришедшая вблизи поглазеть на "самолетики", нацелена на другое, тенденциями и новостями не интересуется. Отцы семейств в легкомысленных шортах убеждены, что это все для их развлечения. А между тем на выставке идет серьезная работа, а каждое сделанное здесь заявление приобретает особую громкость.
Как отметил генеральный конструктор - генеральный директор ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М.Бериева" Виктор Кобзев, авиасалон стал "практической площадкой для продвижения совместных авиационных программ - европейской сертификации самолета-амфибии Бе-200ЧС и легкого самолета-амфибии Бе-103".
На серийном заводе ТАВИА в Таганроге начинается серийная сборка самолетов Бе-200. Производство перенесено из Иркутска, но будет сохранена глубокая кооперация с корпорацией "Иркут". Из Иркутска будут поставляться крыло и ряд других агрегатов. В августе уже началось производство деталей для 10 самолетов Бе-200. Перенос производства в Таганрог в объеме 4,8 млрд. руб. профинансирует Внешэкономбанк - основной кредитор проекта. Этих средств достаточно для изготовления первых пяти машин, еще пять самолетов будут профинансированы заказчиком.
По имеющимся данным, восемь Бе-200 планирует приобрести МЧС РФ. Министерство обратилось к руководству страны с предложением ассигновать на это соответствующие средства.
Нынешнее жаркое лето в очередной раз аукнулось по всей Европе сильными лесными пожарами. Катастрофическая ситуация складывалась в Испании, Италии, Греции, Португалии и в других странах. МЧС России давно ведет переговоры с Евросоюзом о создании международного центра пожаротушения. Как сообщил на "Гидроавиасалоне-2008" директор по особым поручениям компании "Рособоронэкспорт" Михаил Завалий, несколько самолетов Бе-200 войдут на условиях аренды в состав евроэскадрильи, предназначенной для борьбы с лесными пожарами. Предполагается, что гибкую, мобильную и эффективную работу евроэскадрильи смогут обеспечить не менее 5-7 самолетов типа Бе-200, хотя это будет смешанный парк самолетов и вертолетов. Сейчас уточняется место базирования и состав будущего авиационного соединения, предназначенного для борьбы со стихийными бедствиями. Прежде всего с лесными пожарами.
Некоторые страны, особенно страдающие от огня, Испания и Греция например, рассматривают возможность приобретения таганрогских пожарных самолетов в собственность. Более того, некоторые европейские страны предполагают приобрести Бе-200 для своих военно-морских сил как патрульный и поисково-спасательный самолет.
Есть у противопожарного самолета-амфибии и пассажирская перспектива. Этот самолет уже сертифицирован для коммерческой перевозки до 43 человек. Сейчас идет работа над чисто пассажирской версией Бе-200 на 68 мест. Проект финансируется из госбюджета. В ходе салона, как отметил Михаил Завалий, "состоялся предметный разговор с представителями российской авиапромышленности по формированию комплексных предложений для инозаказчиков в отношении использования Бе-200 именно как многофункционального самолета". По мнению Завалия, у летающей амфибии большой экспортный потенциал.
Потенциальную емкость рынка самолетов-амфибий Бе-200 президент ОАК Алексей Федоров оценивает примерно в 50-70 единиц на ближайшие 15 лет. В это количество входят как российские, так потенциальные зарубежные заказы. Руководитель ОАК пояснил: "Этот самолет будет занимать свою достаточно узкую и специфическую нишу. Масштабы его производства не будут столь значительными, поэтому мы не планируем разворачивать крупносерийное или даже среднесерийное производство этого самолета. Это будет мелкосерийное производство по несколько единиц в год, что очень оптимально для завода ТАВИА в Таганроге".
Еще одна крылатая машина - ее берет на вооружение морская авиация Военно-морского флота России - многоцелевой самолет-амфибия А-42. На салоне стартовал с воды и садился обратно экспериментальный прототип А-42ПЭ. Это самая большая летающая амфибия в мире. Самолет создан на базе противолодочной амфибии А-40 "Альбатрос", которому хотели придать поисково-спасательные функции. Но впоследствии скорректировали техническое задание в сторону создания многоцелевого самолета, способного быть и спасателем, и разведчиком, и целеуказателем…
Заместитель командующего морской авиацией ВМФ РФ генерал-майор Николай Куклев заявил в Геленджике: "До 2013 года в боевой состав морской авиации войдут четыре самолета-амфибии А-42, из которых первый будет принят на вооружение в 2010 году". Машина предназначена для патрулирования морской и прибрежной зон. Размах крыла А-42 - 41,61 м, длина - 45,04 м, высота - 11,07 м. Максимальная скорость - 770 км/ч, высота полета при патрулировании - от 100 до 2000 м. Максимальная дальность действия - 11 500 км. Самолет планируется оснастить поисково-прицельной системой "Морской змей" и пилотажно-навигационным комплексом АРИА-В.
Рабочие будни выставки
В Геленджике были показаны практически все гидросамолеты, какие производятся в России, и несколько образцов авиатехники из-за рубежа. Полный список выглядит так: многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС, прототип самолета-амфибии А-42ПЭ, легкий самолет-амфибия Бе-103, самолет-амфибия ЛА-8 "Флагман", самолет "Ястреб", легкий двухместный самолет Че-15, поплавковый гидросамолет "Караван" производства "Цессна", вертолет R44 производства "Робинсон", вертолеты Ми-8 и Ка-27ПС. К этому списку следует прибавить катер на воздушной подушке "Шмель" и скоростное амфибийное судно на воздушной подушке "Виктория".
Кроме того, в трех павильонах и восьми шале были представлены образцы авиатехники в виде моделей, двигателей, агрегатов и систем, средств наземного обслуживания, ракетных комплексов, средств связи и навигационного оборудования, спасения на воде и экологического мониторинга, технологического оборудования и материалов. По словам представителей оргкомитета гидроавиасалона, деловые переговоры провели представители Азербайджана, Греции, Венесуэлы, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Филиппин. Большое число посетителей было из стран Евросоюза, США и Таиланда. По вопросам продаж легкого самолета-амфибии Бе-103, его лицензионного производства и совместной эксплуатации были проведены переговоры с представителями Франции, Венгрии, Филиппин, Египта.
По традиции на подобных выставках принято подписывать контракты, которые готовятся заранее. В Геленджике ТАНТК имени Г.М. Бериева, "Рособоронэкспорт", ОАО "Пермские моторы" и ОАО "Концерн "Вега" подписали соглашение о начале работ по организации системы послепродажного обслуживания самолетов ДРЛО А-50ЭИ ВВС Индии. Еще одно соглашение заключено между ТАНТК имени Г.М.Бериева, ГосНИИ гражданской авиации и ГосНИИ авиационных систем о работах по применению радиочастотных меток.
Раз в год все основные специалисты по гидроавиации в России собираются в Геленджике. Естественно, что параллельно с выставкой прошла Международная научная конференция по гидроавиации с участием почти 140 видных ученых, конструкторов, эксплуатантов, создателей различного оборудования и инфраструктуры. Среди них были и гости из США, Франции, Таиланда, Украины. Рабочий язык конференции - русский с синхронным переводом на английский. Труды изданы в виде сборника тезисов и сборника докладов.
Специальная научно-техническая конференция под названием "Студенты и аспиранты аэрокосмическому комплексу России" с участием ведущих ученых и специалистов отрасли прошла для учащейся молодежи. Студенты и аспиранты из Самарского и Сибирского государственных аэрокосмических университетов, Казанского и Уфимского государственных авиационных технических университетов, Московского авиационного института обсуждали вопросы проектирования самолетов, совершенствования авиационных конструкций и технологии производства. К "Гидроавиасалону-2008" был выпущен сборник из 50 лучших студенческих статей и докладов, посвященных вопросам авиастроения. Как подчеркнул на пресс-конференции президент Объединенной авиастроительной компании Алексей Федоров, "кадровая проблема в нашей отрасли на сегодняшний день является самой важной, и поэтому принято решение сделать аэрокосмические вузы страны постоянными участниками "Гидроавиасалона", чтобы студенты и аспиранты могли на практике применить свои знания".
Перспективы
Хотелось того или нет, но "Гидроавиасалон-2008" прошел под знаком недавней "пятидневной войны". Тем более что Геленджик расположен на Кавказском побережье Черного моря и от него рукой подать до Грузии. Хотя амфибийный авиасалон не входит в число сугубо оружейных выставок, речь здесь заходила и о военном экспорте. "Мы сейчас имеем случаи, когда ряд стран критически оценивают позицию США и инициируют переговоры по закупке российского оружия", - заявил на пресс-конференции директор по особым поручениям, руководитель делегации ФГУП "Рособоронэкспорт" Михаил Завалий. По его словам, позиция США по поддержке режима в Тбилиси привела к тому, что ряд стран переориентировался на закупки оружия и военной техники в России.
Этому способствовала не только победа российских войск над армией, которую снаряжали вся Европа и Америка. Российское оружие, пусть и "не обремененное" электронным интеллектом, показало свою надежность и эффективность. Да и сама грузинская армия, оставившая на складах американские огнестрельные подарки, отправилась покорять Южную Осетию с автоматами Калашникова. Это же касается целого ряда других вооружений.
Еще большее влияние оказал политический фактор. "Позиция США и их покровительство той же самой Грузии в ее неприкрытой агрессии против Южной Осетии вызвали неоднозначную позицию во всем мире, - отметил Михаил Завалий. - Мы уже сейчас имеем факты, когда ранее какая-либо страна не входила в сферу сотрудничества (с Россией) по ВТС и склонялась к выбору американского или европейского вооружения, то сейчас эти страны активизировали свои шаги по переговорам с "Рособоронэкспортом" относительно закупки российского вооружения".
Михаил Завалий заявил: "Мы ожидаем, что по итогам года объем продажи нашего оружия за рубеж составит не менее 6,1 миллиарда долларов - такого же показателя, который был в прошлом году". В структуре экспорта по-прежнему преобладает авиационная техника, но, по мнению экспертов Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, в ближайшее время на первое место выйдет военно-морская продукция.
Геленджикский авиасалон прошел первый этап своего существования и в дальнейшем претерпит существенные изменения. К следующему "Гидроавиасалону-2010" будет более четко определена тематическая направленность форума и состав экспозиций. Основной организацией, определяющей дальнейшее направление развития выставки, должны стать Объединенная авиастроительная корпорация с участием Минпрома, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и "Ростехнологий". Последний участник, в настоящее время отвечающий за Московский авиакосмический салон, можно быть уверенным, постарается вывести форум на новый, более высокий уровень.
Как заметил заместитель директора ФСВТС Владимир Палещук, "выставка в Геленджике не относится к базовым выставкам федерального значения. Она имеет очень специфический характер, узкая по специализации, и ее можно охарактеризовать как выставку-конференцию. В то же время она является хорошей площадкой для специалистов именно в области гидроавиации, интерес к которой в мире растет. В частности, в нынешней выставке принимают участие представители 10 зарубежных стран"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции