Коммерсантъ
16 октября 2008, 10:56
Таможня и в кризис свое возьмет
Федеральная таможенная служба обвиняет авиакомпании Sky Express, "КрасЭйр" и "ЮТэйр" в уклонении от уплаты пошлин. Для Sky Express вынесенный ФТС штраф 1,2 млрд руб. равен трети выручки и может стать фатальным
ФТС выявила нарушения в деятельности ЗАО "Скай Экспресс", ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр". Нарушения Sky Express и "КрасЭйр" аналогичны: по данным ФТС, взятые ими в лизинг самолеты Boeing 737 (Sky Express) и 767 ("КрасЭйр") на время ремонта помещались под режим переработки на таможенной территории, предусматривающий освобождение от таможенных платежей. Но после окончания ремонта самолеты использовались в коммерческих целях без изменения режима, и пошлины не платились. По результатам проверки ФТС возбудила уголовные дела по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в особо крупных размерах и административных правонарушений, предусматривающие штрафы в размере около 1,2 млрд руб. для Sky Express и 638 млн руб. для "КрасЭйр".
"ЮТэйр" обвиняют во ввозе грузового самолета Ан-74-200 по подложным документам, за счет чего компания занизила стоимость самолета на $2 млн. По этому факту также возбуждено уголовное и административное дело, а на Ан-74 наложен арест.
В ответном заявлении Sky Express говорится, что основания для привлечения к административной ответственности "полностью отсутствуют". В компании утверждают, что, несмотря на временное оформление режима переработки, пошлины она платила в прежнем размере. Компания подчеркивает, что Таможенный кодекс использование судна, находящегося в режиме переработки, не запрещает. Закрывать режим сразу после ремонта компания не могла, так как основание для его закрытия - подтверждение вывоза неисправных деталей, что требует "определенного времени". Штраф в 1,2 млрд руб. в Sky Express называют неоправданным: это в полтора раза больше стоимости ввезенных самолетов. Решение ФТС уже оспорено в суде.
Sky Express - первый в России lowcost-перевозчик, в парке девять Boeing 737. Владельцем 25% акций компании считаются структуры гендиректора "КрасЭйр" Бориса Абрамовича, еще 20% принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития, остальное - фондам Altimo Partners и Sloane & Robinson и ряду физических лиц-нерезидентов.
В "ЮТэйр" на претензии реагируют более осторожно. "Таможенные процедуры сложны и порой противоречивы, я не исключаю, что исполнители могли допустить неточности или ошибки, которые могут стать основанием для административного взыскания", - говорит гендиректор компании Андрей Мартиросов. В "КрасЭйр" от комментариев отказались.
Партнер Baker & Mckenzie Александр Бычков считает, что в делах Sky Express и "КрасЭйр" ФТС формально права. "Платила компания пошлины или нет, имеет значение только при определении размера штрафа. Самого нарушения порядка использования режима это не отменяет", - поясняет юрист. Даже если компания не уклонялась от пошлин, а режим не могла вовремя закрыть из-за бюрократических сложностей, это может быть только поводом для снисхождения, говорит господин Бычков. А размер штрафа комментировать сложно, не зная деталей дела, которых служба не раскрывает, говорит он.
Объем штрафных санкций к "ЮТэйр" не раскрывается, а для "КрасЭйр", который после развала альянса AiRUnion (его долги достигают $1 млрд) фактически не существует, лишние 638 млн руб. претензий не сыграют решающей роли. Зато для Sky Express штраф в 1,2 млрд руб. в условиях кризиса может стать фатальным. Сумма штрафа сопоставима с выручкой компании за 2007 год - 1,4 млрд руб. (около $55 млн). Прогноз на этот год составляет около $150 млн. При этом пока компания работает в минус. Чистый убыток Sky Express по РСБУ в прошлом году составил 757 млн руб. По словам пресс-секретаря компании Виталия Коренюгина, бизнес-план Sky Express предполагал выход на безубыточность по итогам года, но в связи с ростом цен на топливо был пересмотрен.
Насколько критичной будет для компании штраф, в Sky Express не комментируют. "Попробуйте одномоментно лишить любую компанию трети выручки, что с ней будет?" - задает риторический вопрос источник, близкий к акционерам Sky Express. Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак уверен, что Sky Express не переживет такого крупного взыскания. "Авиабизнес основан на взаимозачетах и товарном кредите, и уже завтра претензии ФТС могут отпугнуть от компании контрагентов", - говорит господин Рыбак. По его мнению, в условиях кризиса государству следует отказаться от формального подхода к таким нарушениям, учитывая, что почти все пошлины на ввоз воздушных судов и комплектующих в ближайшее время будут отменены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 3, 2025
"Аэрофлот" получил восемь грузовых самолетов Boeing от "Волга-Днепра"