О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проблемы авиатранспортной отрасли необходимо решать профессионально, не потешая мировое сообщество судебными разбирательствами

Выводы о нарушении норм авиабезопасности, сделанные прокуратурой после проверки компании "Аэрофлот" и аэропорта "Шереметьево", где она базируется, а также ряда дочерних авиапредприятий, вызвали в отраслевых СМИ волну самых категоричных суждений

Выводы о нарушении норм авиационной безопасности, сделанные транспортной прокуратурой после проверки компании "Аэрофлот - российские авиалинии" и аэропорта "Шереметьево", где она базируется, а также ряда дочерних авиапредприятий, вызвали в отраслевых СМИ волну самых категоричных суждений. Кто-то считает обнаруженные нарушения закономерным результатом того монопольного положения, которое "Аэрофлот" и "Шереметьево" занимают благодаря использованию административного ресурса в Минтрансе. Другие, рассматривая конфликтную ситуации сквозь призму передела собственности и сфер влияния в отрасти, считают заключения прокурорской комиссии необъективными. Третьи же и вовсе осмеливаются утверждать, что в России нет предприятий, отвечающих современным требованиям рынка и всем нормам международной авиационной безопасности, а соответственно, не остается ничего иного как копировать западный опыт, внедряя западные технологии, или еще проще - отдать отрасль иностранцам.

Между тем, ничто так не вредит авиатранспортной отрасли, как пессимизм, истерические настроения и готовность уступить национальные интересы кому угодно, лишь бы самим не решать проблемы. К сказанному также следует добавить зацикливание на негативном примере, привычке видеть плохое и не замечать положительных примеров. Журналисты слишком заострили внимание на компаниях, в работе которых упомянутая прокурорская проверка выявила нарушения, но при этом они и словом не обмолвились о тех компаниях, у которых та же самая комиссия никаких нарушений не обнаружила. Одной из таких компаний, в работе, которой не было найдено нарушений, является "Шереметьево-Карго" (Ш-К) - одно из крупнейших российских предприятий на протяжении последних 17 лет занимающееся обслуживанием грузовых авиаперевозок в зоне "Международного аэропорта "Шереметьево".

Достичь высоких показателей аэропортового обслуживания грузов, отвечающих всем международным нормам авиационной безопасности, Ш-К удалось, прежде всего, благодаря внедрению комплексного информационно-технологического продукта "Аэроград". Данный продукт, представляющий собой интегрированные системы автоматизации и контроля всей цепочки процессов обслуживании груза в аэропорту, является отечественной IT-разработкой, выполненной творческим коллективом информационно-логистического центра "Аэроград". Многолетняя эксплуатация этих систем на базе Ш-К и его партнерских предприятий, подтвердили их высочайшую эффективность.

А теперь давайте внимательно проанализируем те нарушения, которые выявила транспортная прокуратура в деятельности "Аэрофлот-Российские авиалинии", аэропорта "Шереметьево" и их дочерних компаний, и попробуем понять, как организована работа в Ш-К.

Как сообщается в официальном пресс-релизе Генпрокуратуры, к нарушениям Федеральных авиационных правил на ряде терминалов аэропорта "Шереметьево" относится то, что пункты досмотра пассажиров и багажа не оборудованы тревожной сигнализацией. Пункты досмотра пассажиров во втором терминале не имеют системы видеонаблюдения и видеозаписи. В обоих терминалах отсутствует трехуровневая система предполетного досмотра багажа, контрольно-пропускные пункты не оборудованы автоматизированными системами контроля и управления доступом персонала.

В отличие от проверенных объектов, в компании Ш-К все пункты досмотра оборудованы не только тревожной кнопкой, но интеллектуальной системой видеонаблюдения. Благодаря этой системе, при появлении тревожного сигнала, оператору видеонаблюдения автоматически выводится на экран изображение с места, откуда поступил сигнал, причем вся информация сохраняется в базе данных, откуда ее в случае необходимости всегда можно извлечь.

Вместо трехуровневого предполетного досмотра багажа, регламентированного правилами безопасности, в Ш-К предусмотрена четырехуровневая система предполетного контроля за поступающим грузом и почтой. А контрольно-пропускные пункты компании оборудованы автоматизированной системой контроля и управления доступом персонала, интегрированной с системой управления ресурсами. В момент прикладывания сотрудником своего пропуска, система управления доступом связывается с системой управления ресурсами и проверяет, должен ли он в данный момент находиться в данном месте. Система пропускает сотрудников только в то место и в то время, куда и когда они там нужны.

Как показала проверка Генпрокуратуры, в нарушение правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, предприятие "Аэропорт Москва", занимающееся в аэропорту "Шереметьево" наземным обслуживанием грузовых и почтовых перевозок авиакомпаний, не осуществляло необходимый досмотр всех грузов без исключения. А сотрудники компании "АэроМАШ - Авиационная безопасность" не досматривали воздушные суда, находящиеся в аэропорту непродолжительное время (от 40 минут до двух часов), что также является нарушением требований авиационных правил.

В отличие от упомянутых компаний Ш-К не только проводит обязательный 100% досмотр всех грузов, как положено по законодательству РФ, но и обеспечивает сохранение изображения о каждом грузовом месте и поступающей с системы досмотра, в памяти системы, откуда она по первому требованию может быть предоставлена соответствующим государственным органам. Вся информация о движении груза отслеживается с помощью штрих-кодов, который наносится на грузовое место, а информация сохраняется в системе.

И наконец, последний пункт в перечне выдвинутых обвинений: прокуратура выявила в деятельности компании "Аэрофлот - Российские авиалинии" многочисленные нарушения законодательства о труде, в том числе негативно влияющие на обеспечение безопасности полетов. В частности, не исполнялись требования "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации". Выяснилось, что работодатель не ознакомил членов летных экипажей с графиками работы. Кроме того, в трудовых договорах работников незаконно установлены положения о превышении продолжительности полетного времени…

В Ш-К подобных правонарушений быть не может, т.к. на предприятии внедрена система управления ресурсами и безопасностью "Руссланд-Аэропорт", которая перед тем, как допустить сотрудника на рабочее место, проверяет информацию о нем - прошел ли сотрудник медицинский контроль, положенный по трудовому законодательству, сколько часов по своему трудовому графику он отработал и т.д. Если у сотрудника нет определенных отметок о соблюдении всех положенных норм трудового договора, то он не попадает в систему распределения ресурсов. В этом случае он не будет допущен к своему рабочему месту.

Исходя из всего вышеизложенного, можно смело заявить, что системный информационно-технологический продукт, разработанный ИЛЦ "Аэроград", позволяет Ш-К на протяжении ряда лет успешно развиваться и проходить проверки контролирующих госорганов. В ходе упомянутой проверки Генпрокуратуры в 2008 г. не было выявлены никаких значительных нарушений.

Отсюда возникает следующая мысль: а почему бы не сделать IT-продукт ИЛЦ "Аэроград", столь успешно зарекомендовавший себя на примере компании Ш-К, неким стандартизированным решением для всех авиатранспортных предприятий РФ, который позволил бы им соответствовать нормам авиатранспортной безопасность и стабильно развиваться, не опасаясь очередной проверки. Это был бы профессиональный подход к решению проблемы отрасли. Во всяком случае, авиапредприятиям и Генпрокуратуре не пришлось бы, на потеху журналистам и мировому сообществу, тратить время на многочисленные судебные разбирательства.

Напомним, что компания "Аэрофлот - российские авиалинии" не согласилась с обвинениями, выдвинутыми против нее транспортной Генпрокуратурой и готовится обжаловать их в судебном порядке. Каким бы не было решение суда, вся эта конфликтная ситуация позволит зарубежным партнерам, говорить о нестабильности развития авиатранспортной отрасли в России, а это имеет вполне реальные экономические последствия: потеря доверия российским перевозчикам, сокращение обслуживаемых ими перевозок, падение акций отечественных авиапредприятий, экспансия на российский рынок иностранных компаний. Спрашивается: кому выгодна такая ситуация? Где конструктивное политическое решение?...
Авторские права на данный материал принадлежат «ИЛЦ "Аэроград"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка