О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В надежде на ВАС

У компаний, отстаивающих свои права на приватизированные активы, появился шанс на правовое рассмотрение дел. Так, президиум ВАС отменил все судебные решения в споре о возврате группой "Ист Лайн" в госсобственность "Домодедово"

У компаний, отстаивающих в судах свои права на приватизированные активы, появился шанс на правовое рассмотрение дел. Так, президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) отменил все судебные решения в многолетнем споре о возврате группой "Ист Лайн" в госсобственность аэропорта "Домодедово" без передачи дела на новое рассмотрение. Так же ВАС поступил и в затянувшейся тяжбе об обмене 6,1% акций "Тольяттиазота" (ТоАЗ) на 51% акций "Трансаммиака". Таким образом суд поставил в обоих делах о деприватизации точку. По мнению экспертов, эти решения могут поменять отношение судов к искам государства о национализации активов, которые порой удовлетворялись без достаточных оснований.

Группа "Ист Лайн" несколько лет пыталась отстоять свои права на имущество аэропорта "Домодедово", которое Росимущество пыталось вернуть в госсобственность. При этом стороны уже доходили до президиума ВАС, который в 2007 году признал, что объектов, которые Росимущество требует вернуть, уже нет, ведь аэропорт фактически отстроен заново. Но ведомство изменило формулировки и сумело выиграть иск в трех инстанциях, пока президиум ВАС вновь не пересмотрел дело уже в этом году.

Не менее массивные тома скопились и в другом "громком" деле о деприватизации. В 1996 году компания ТАФКО купила у Фонда имущества Самарской области 6,1% акций ТоАЗа по конкурсу с инвестиционными условиями. Причем этот пакет акций предприятия государство получило в обмен на 51% акций ОАО "Трансаммиак", который передало ТоАЗу. Росимущество пыталось оспорить обе сделки: мены 6,1% акций ТоАЗа на 51% акций "Трансаммиака" с 2004 года и приватизацию 6,1% ТоАЗа в пользу ТАФКО с 2001 года. При этом государство никогда не было собственником 51% "Трансаммиака" и 6,1% акций ТоАЗа одновременно, хотя вернуть в госсобственность хотело оба актива. Дело о приватизации 6,1% ТоАЗа уже доходило до ВАС в 2005 году. Тогда суд вернул его на новое рассмотрение. Но, пройдя несколько инстанций, Росимуществу снова удалось доказать свое право на долю в ТоАЗе, причем по формальному основанию - на тот момент ведомству в рамках уже вышеупомянутого дела удалось оспорить предыдущую сделку мены 6,1% акций ТоАЗа на 51% акций "Трансаммиака". Но, как и в случае с аэропортом, выполнить требования Росимущества было невозможно - ответчики не владели оспариваемыми активами.

По мнению партнера юридической фирмы "Джон Тайнер и партнеры" Валерия Гуща, теперь у ТАФКО в споре о деприватизации 6,1% акций ТоАЗа добавилось шансов. "Суд должен учесть решение ВАС, которое лишает дело одного из оснований", - говорит он. Как добавляет адвокат юрфирмы "Князев и партнеры" Владимир Юрасов, ТАФКО в качестве доказательства своей позиции может представить не только конечное решение ВАС, но и формулировки его мотивировочной части, как факты, не требующие доказательств.

При этом эксперты отмечают, что в последнее время суды стали объективнее относиться к компаниям в спорах с чиновниками, в том числе и по делам о деприватизации. Как отмечает президент группы компаний "Фоэникс" Светлана Васина, государство для судов такой же субъект права, как и другие участники процесса. "Иначе быть и не может, - говорит она. - Тем более сейчас, когда наблюдается существенное усиление позиций судебной власти". По ее мнению, скорее всего это усиление продолжится и дальше, так как без него провозглашенная государством борьба с коррупцией, развитие института собственности останутся просто декларациями. "Громкие дела, публичность информации о таких процессах также серьезно повлияет на формирование единообразной правоприменительной практики по сходным вопросам на всех уровнях судебной системы", - добавляет она....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка