О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кресла-качалки

ФАС обрушилась с критикой на "Роснефть" и ЛУКОЙЛ, сообщив, что выявила признаки нарушения ими антимонопольного законодательства: компании завышали цены на нефтепродукты, в частности на авиакеросин, что привело к кризису в авиаотрасли

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вчера обрушилась с критикой на "Роснефть" и ЛУКОЙЛ, сообщив, что выявила признаки нарушения ими антимонопольного законодательства: компании завышали цены на нефтепродукты, в частности на авиакеросин, что привело к кризису в авиационной отрасли. При этом ФАС особо отмечает, что государственная "Роснефть" фактически поставила свои интересы выше интересов страны. "Комиссия ФАС учла особый статус "Роснефти", выразившийся в большой доле государственного участия в ее капитале, а также уставную цель компании по извлечению максимальной прибыли, но посчитала, что желание извлекать максимальную прибыль должно быть соизмеримым с возможностями российской экономики. Поэтому комиссия ФАС приняла решение признать нефтяную компанию виновной в установлении монопольной цены и создании дискриминационных условий", - сказал замруководителя службы Павел Субботин.

ФАС, по словам ее главы Игоря Артемьева, намерена завести еще одно дело в отношении "Роснефти" - за то, что компания якобы не снизила цены на топливо в октябре. Он отметил, что из СМИ узнал о том, что государственная компания планировала снизить цены на нефтепродукты с 1 ноября. "Сообщения делались, но мы не имеем официальной информации. Формально они нам должны ответить в течение месяца. У нас есть два решения: либо мы получим ответ от "Роснефти", либо будем решать, что делать", - сказал г-н Артемьев.

В "Роснефти" слова руководителей ФАС вчера не комментировали. Источники же, близкие к нефтяной компании, уверены, что столь резкая критика в отношении "Роснефти" санкционирована руководителями правительства, а потому позиции президента компании Сергея Богданчикова сейчас слабы как никогда. "Вопрос о его (и не только его) отставке поставлен уже несколько месяцев назад, - говорит источник, знакомый с ситуацией. - И критика компании со стороны ФАС - это одно звено в цепи подготовки к кадровым перестановкам. Однако говорить о том, когда они состоятся, пока преждевременно". Аналогичную точку зрения "Времени новостей" высказал правительственный чиновник, пожелавший остаться неизвестным. А источники в "Роснефти" еще весной говорили, что высшие руководители компании, включая г-на Богданчикова, с приходом Дмитрия Медведева на пост президента страны готовятся к отставке.

Вчерашнее сообщение ФАС - эхо июльского заседания правительства по вопросам развития нефтегазовой отрасли, на котором премьер-министр Владимир Путин подверг резкой критике службу за то, что она не противодействовала установлению в стране "самых высоких в мире цен на керосин". Тогда он пригрозил руководству ФАС "кадровыми решениями". В течение нескольких дней г-н Артемьев заявил о претензиях к "Газпром нефти", ЛУКОЙЛу, ТНК-ВР, "Роснефти" и "Сургутнефтегазу", которых заподозрил в нарушении антимонопольного законодательства. По мнению службы, компании вступили в сговор, чтобы поддерживать высокие цены на нефтепродукты, в то время как цены на нефть снижались.

Но затем выяснилось, что претензии к "Сургутнефтегазу", например, необоснованны - его доля в оптовой торговле топливом оказалась слишком мала. Зато, как сказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в середине октября, служба наконец установила первых виновных в завышении цен на нефтепродукты - ими оказались "Газпром нефть" и ТНК-ВР. В опубликованном тогда письме крупнейшим нефтяным компаниям приводился анализ мировых цен. Так, если в Америке оптовые цены на бензин за сентябрь снизились на 20%, в Европе - на 14%, то в России - лишь на 5%. Розничные цены на бензин в США упали на 9%, в Европе - на 4%, а в России - на 1%. "То, что не были обеспечены условия для приведения цен в соответствие с рыночной ситуацией, может стать основанием для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства", - предупредил тогда нефтяников г-н Артемьев. При этом ФАС фактически призналась в том, что поручение Владимира Путина, который требовал "разобраться с ценами в ближайшее время", так и не выполнено.

Как рассказали "Времени новостей" в ТНК-ВР и "Газпром нефти", никаких документов о признании их виновными в нарушении антимонопольного законодательства более чем за две недели в компании так и не поступило. Ждут официальных бумаг в "Роснефти" и ЛУКОЙЛе, которые были признаны виновными вчера. "Дождемся документов из ФАС и после их изучения будем действовать", - заявили "Времени новостей" в компании Вагита Алекперова. "Наша компания действует строго в соответствии с российским законодательством. Никаких бумаг из ФАС мы еще не получили", - указали в "Роснефти".

Решений о размере штрафа с оборота ФАС пока не приняла ни по одной из компаний. Правда, г-н Артемьев вчера пообещал, что они будут вынесены в течение двух недель: в службу приходят результаты мониторинга летних цен на нефтепродукты из регионов страны. "Мы считаем, что это миллиарды рублей", - сказал он. При этом руководитель ФАС пожаловался на "непрозрачность" некоторых компаний, которые не идут на активный контакт со службой. Больше всего вопросов вызывает у г-на Артемьева поведение "Роснефти".

Впрочем, источник в государственной нефтяной компании говорит, что сама ФАС не ведет мониторинга цен, а потому не может понять, снижались они или нет. Ведь только на бирже в Санкт-Петербурге, где кроме "Роснефти" практически никто не торгует, цена авиакеросина с августа по октябрь снизилась на 29%, но государственная служба предпочитает этого не замечать.

Эксперты также утверждают, что вопрос цен на топливо давно приобрел политический характер. "Люди же покупают бензин по предлагаемой цене в прежних объемах, значит, она их устраивает. В чем же тогда вина нефтяных компаний?" - недоумевает аналитик "Тройки Диалога" Валерий Нестеров. При этом он считает, что падение цен на нефть в мире вовсе не означает, что вслед за этим обязательно должна снизиться стоимость нефтепродуктов. "Российские нефтяные компании вертикально-интегрированные. Значит, если у них сейчас происходят потери в одном звене (то есть падает в цене нефть), они компенсируют его в другом - за счет продажи нефтепродуктов", - полагает аналитик....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка