АвиаПорт.Ru
14 ноября 2008, 12:34
Китайский "Дракон" с российским сердцем
На выставке Air Show China 2008 ВВС Китайской народной республики продемонстрировали истребитель J-10 "Дракон"
Слухи об этой машине будоражили умы авиационной общественности несколько лет. Первая информация о новом китайском истребителе появилась в открытой печати в октябре 1994 г., когда со ссылкой на американскую космическую разведку появилось сообщение, что в Chengdu строится самолет, очертаниями и размерами напоминающий истребитель Eurofighter EF2000 или Dassault Rafale. С появлением первых фотографий самолета дотошные эксперты сделали вывод: не обошлось без содействия Израиля.
Министр обороны Израиля Эзер Вейцман в самом начале 1980-х предложил создать многофункциональный истребитель, основными качествами которого были бы дешевизна и надежность. Предусматривалась постройка пяти опытных и 300 серийных машин, но построили только три, а самолет, который получил название Lavi, так и не пополнил арсенал израильской армии. В 1987 г. в связи с бюджетным дефицитом и конфликтом с США проект заморозили. Взамен Lavi США позволили Израилю купить дополнительное количество истребителей F-16.
В то же время, в начале 1980-х, китайский лидер и председатель Центральной Военной Комиссии (Central Military Commission, CMC) Deng Xiaoping объявил, что КНР потратит 500 млн. юаней на создание истребителя нового поколения.
В 1982 г. представители генерального штаба, ВВС, ВМС и китайского авиапрома собрались в Пекине для обсуждения вопросов создания такого самолета и выработки требований к нему. Истребитель должен был превосходить самолеты J-8II и МиГ-23, приближаясь по характеристикам к американскому F-16. При этом поступить на вооружение новая машина должна была в конце 1990-х годов. Второе совещание состоялось полгода спустя.
В январе 1984 г. ВВС НОАК выработали требования к новому истребителю и вскоре получили от авиапрома три технических предложения от заводов Shenyang, Xi’an и Chengdu. Все проекты имели различные аэродинамические схемы: нормальную, схему с изменяемой геометрией крыла и "утку". В мае того же года авиапром решил остановиться на проекте завода Chengdu. Главным конструктором самолета стал Song Wen-Cong, директором программы - Wang Ang.
В 1986 г. группа израильских специалистов довольно долго находилась в городе Chengdu. Что они там делали неизвестно, но программа J-10 (Тогда она носила название "Проект 8610") официально стартовала именно в этом году, когда КНР озвучила свое стремление создать истребитель, способный противостоять советским МиГ-29 и Су-27, американским F-18 и французским Mirage 2000 (эти машины находятся на вооружении Тайваня). В 1989 г., после событий на площади Тяньаньмэнь авиастроительное сотрудничество Китая и Израиля было свернуто, и с тех пор обе стороны всячески отрицали какую-либо передачу технологий.
Первоначально самолет создавался в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе, способного заменить устаревшие самолеты J-6 и J-7 в китайских военно-воздушных силах.
В 1993 г. построили натурный макет самолета. К этому времени продувки в аэродинамических трубах выявили некоторые проблемы, да и военные захотели получить не просто истребитель, а по-настоящему многоцелевой самолет, способный эффективно действовать и по наземным целям. Кроме того, китайские специалисты ближе познакомились с истребителем Су-27. Все это привело к пересмотру проекта. Самолет получил двигатель АЛ-31ФН, РЛС "Жук-10ПД" или "Жемчуг", катапультное кресло К-36П.
Самолет J-10 можно по праву считать выдающимся достижением китайской авиационной промышленности 1990-х годов. Эта программа вобрала в себя множество самых современных технологий, включая широкое применение композиционных материалов, цифровую систему дистанционного управления (СДУ) полетом, проектирование и производство с использованием автоматизированных CAD/CAM систем.
J-10 трудно спутать с другим самолетом. Его характерными признаками являются прямоугольный воздухозаборник, расположенный под фюзеляжем, низкорасположенное треугольное крыло, переднее горизонтальное оперение и два подфюзеляжных киля. Такая аэродинамическая схема при статической неустойчивости обеспечивает самолету высокие маневренные характеристики. Но для управления такой машиной необходима электронная система управления. Такая цифровая СДУ с четырехкратным резервированием была создана 611-м институтом с использованием языка ADA на основе, как считают некоторые специалисты, программного обеспечения, разработанного для самолета Lavi. Систему испытали на летающей лаборатории J-8IIACT.
Первый полет опытного самолета был запланирован на начало 1996 г., но проблемы с системой управления задержали его и машина "1001" поднялась в небо только 22 марта 1998 г. По этому случаю CAC посетил президент КНР Jiang Zemin и поздравил его сотрудников с успешным испытательным полетом.
Несмотря на то, что второй опытный самолет - "1002" - разбился, похоронив под обломками шеф-пилота компании, к концу 1998 г., как и планировалось, построили еще два опытных самолета. Тогда же самолет получил обозначение J-10.
К 1999 г. завод в Chengdu выпустил 7 опытных самолетов. Первые пять машин оснащались отечественными двигателями WS-10, а два последних имели двигатели АЛ-31Ф и усовершенствованное оборудование.
В декабре 1999 г. две машины передали на испытания в Летно-испытательный центр КНР CFTE (China Flight Test Establishment) на авиабазе Yanliang (провинция Shaanxi) для летных и эксплуатационных испытаний. К концу 2000 г. опытные машины налетали 140 часов.
Осенью 2002 г. опытные самолеты передали на авиабазу Dingxin в Shuang Cheng Zi (провинция Gansu) для испытания вооружения и системы управления оружием.
28 июня 2002 г. завод в Chengdu построил первый предсерийный самолет. Вскоре выпустили небольшую серию таких самолетов. 10 марта 2003 г. J-10 приняли на вооружение ВВС НОАК и шесть одноместных самолетов передали летно-испытательному центру ВВС на авиабазе Cangzhou (провинция Hebei), где войсковые испытания продолжались до начала 2004 г. Во время церемонии передачи два самолета продемонстрировали в воздухе руководству НОАК.
Весной 2003 г. завершились испытания РЛС системы управления вооружением на летающей лаборатории Y-8, летом того же года J-10 ("1006") впервые выполнил имитацию дозаправки в воздухе, а в декабре с самолета произвели первые пуски ракет.
В начале 2004 г. J-10 получил сертификат, означавший успешное завершение программы создания истребителя, растянувшейся на 18 лет.
Первым авиационным подразделением, получившим на вооружение новый истребитель стал 44-й воздушный дивизион ВВС НОАК, базирующийся в Luliang (в юго-западной части провинции Yunnan). Этот дивизион получил J-10 13 июля 2004 г.
Первая серия самолетов был передана ВВС НОАК в 2004-2006 гг.
Самолет имеет достаточно мощное вооружение. Двухствольная встроенная пушка Type 23-3 калибром 23 мм расположена с левой стороны перед нишами уборки основных стоек шасси. Ракетно-бомбовое вооружение размещается на 11 наружных держателях: 6 под крылом и 5 под фюзеляжем. На внутренние подкрыльевые и центральный подфюзеляжный держатели могут подвешиваться дополнительные сбрасываемые топливные баки емкостью по 1700 л. Два передних подфюзеляжных пилона могут использоваться для размещения различных контейнеров с дополнительным навигационным оборудованием или оборудованием целеуказания.
Для поражения воздушных целей J-10 может нести ракеты класса "Воздух-воздух" средней и малой дальности в различных сочетаниях, например 4 ракеты PL-11/PL-12 и 2 PL-8 или 2 ракеты PL-11/PL-12, 2 PL-8 и три подвесных топливных бака.
J-10 стал первым китайским истребителем, который с самого начала проектировался не только для борьбы с воздушными целями, но и для работы по наземным целям. Для применения различного оружия он может нести контейнеры с различными системами целеуказания. Для выполнения типового задания по поддержке наземных войск самолет может нести 8 бомб калибром 250 кг, два подвесных бака и 2 ракеты "воздух-воздух" PL-8/9 малой дальности. Вполне вероятно, что J-10 способен применять и бомбы с лазерным наведением при использовании того же оборудования, которое уже создано для самолетов J-8B и JH-7.
Первоначально истребитель J-10 планировалось оснастить отечественным двигателем WP-15, однако его разработку прекратили. Пришлось искать "сердце" самолета за пределами Китая. Выбор остановили на российском АЛ-31Ф, поскольку такие же двигатели устанавливаются на самолетах Су-27 и Су-30.
Но китайский вариант отличался от российского расположением коробки самолетных агрегатов. На Су-27 она размещена сверху, а на J-10 - снизу. Отсюда и название двигателя - АЛ-31ФН.
Разработка этого варианта двигателя была закончена в 2000 г. В 2002 -2004 гг. ММПП "Салют" передал в Китай 54 таких мотора. Стоимость контракта оценивалась в 3 млн. долл. Тогда же поднимался вопрос о создании в КНР предприятия по ремонту этих двигателей.
В июле 2005 г. "Рособоронэкспорт" заключил контракт на поставку еще 100 двигателей АЛ-31ФН в течение ближайших трех лет с опционом еще на 150 моторов до 2010 г. Стоимость контракта - 300 млн. долл. Кроме того, теперь уже рассматривалась возможность лицензионного производства АЛ-31ФН в Китае.
Разработка собственного двигателя вели подразделение авиационного двигателестроения корпорации AVIC I (606-й институт) совместно двигательным подразделением Shenyang Liming Aero-Engine Group в 1990-2000 гг. Двигатель носил обозначение WS-10. Его усовершенствованный вариант - WS-10A или Taihang, создавался уже после знакомства с двигателем АЛ-31Ф. Корпорация AVIC I сообщила о завершении его разработки в ноябре 2005 г. Этот двигатель имеет максимальную тягу 7495 кгс и форсажную тягу 11217 кгс, но немного больше двигателя АЛ-31Ф по габаритам. Естественно, что характеристики J-10 с таким мотором будут несколько хуже.
Видимо это стало одной из причин того, что в ноябре 2006 г. ММПП "Салют" подписал с китайской компанией Liming Engine Manufacturing протокол о намерениях, один из пунктов которого подразумевал проработку вопроса о создании совместного предприятия "Салют-Liming". Вначале речь будет идти о продажах продукции "Салюта" в Китае, а затем и о совместной разработке и производстве на территории Китая. Корпорация Liming Engine Manufacturing с 1999 г. занимается ремонтом авиадвигателей для собранных по лицензии в Китае истребителей J-11 (Су-27СК), совместно с американской корпорацией General Electric производит двигатель CF-34 для китайского регионального самолета ARJ-21.
А в сентябре 2007 г. "Рособоронэкспорт" подписал контракт на поставку в Китай еще 50 двигателей АЛ-31ФН. По некоторым оценкам сумма сделки составляет 150 млн. долл. В ближайшие шесть лет Китай планирует закупить до 150 двигателей этого типа на сумму порядка 900 млн. долл. Пока речь идет о прямых поставках. Но в перспективе может рассматриваться вопрос и о лицензионном производстве.
А "Салют" уже предлагает Китаю модернизированный вариант - АЛ-31Ф-М1. Двигатель принят на вооружение российских ВВС, имеет форсажную тягу 13500 кгс и увеличенный ресурс. Предварительные переговоры с китайской стороной подтвердили заинтересованность ВВС Китая в этом двигателе. Тем более что существует несколько вариантов самолета J-10, которым более мощный двигатель вовсе не помешает.
В 2000 г. началась разработка двухместного варианта - J-10S. Главным конструктором самолета стал Yang Wei. Эта машина может использоваться и в качестве тренировочной, обеспечивая завершающий этап подготовки летчиков-истребителей, и в качестве самолета-лидера, управляющего группой аналогичных одноместных машин. Первый полет опытного J-10S состоялся в декабре 2003 г., а в начале 2005 г. машина завершила летные испытания и получила сертификат.
Сообщалось также о разработке ударного варианта самолета - Q-10 (Qian Shi-10). Кроме того, 611-й институт изучает возможность создания двухмоторного варианта с пониженной заметностью.
К началу текущего года было построено около 100 самолетов J-10. Они состоят на вооружении 5-го истребительного полка 2-го дивизиона, 7-го авиационного полка 3-го дивизиона и 132-го истребительного полка 44-го дивизиона ВВС НОАК. Всего КНР планирует приобрести 300 самолетов этого типа для ВВС и авиации флота.
До сих пор программа J-10 велась под плотной завесой секретности. Официально машину продемонстрировали широкой общественности всего один раз, спустя почти два года после того, как она поступила в эксплуатацию. Никаких официальных сведений о характеристиках самолета нет, это остается государственной тайной.
На мировом рынке авиационной техники истребитель J-10 может составить конкуренцию шведским, французским, американским и российским истребителям. Командующий ВВС Таиланда, например, ознакомился с самолетом еще до первого полета и дал ему высокую оценку.
Рынок сбыта J-10 достаточно велик. Традиционный военный партнер Китая Пакистан уже ждет истребители J-10 (FC-20). По некоторым сведениям эта страна сможет получить первый из 36 J-10 уже в 2010 г.
К тому же в последние годы Китай расширяет свое присутствие в Африке, активно инвестируя средства в нефтяные проекты на "черном континенте" и развивая программы гуманитарной помощи. Не исключено, что КНР может предложить частично оплачивать своими самолетами поставки нефти из Нигерии, Анголы и Судана.В октябре прошлого года некоторые израильские издания сообщили о том, что КНР и Иран готовятся заключить крупный контракт на поставку Тегерану самолетов J-10 на сумму около 1 млрд. долл. Официальный Пекин немедленно опроверг эти утверждения. Министр обороны Исламской Республики Мустафа Мохаммад-Наджар со своей стороны заявил, что "на данный момент мы не обсуждали с Китаем этот вопрос и в перспективе не планируем этого делать". А представитель министерства иностранных дел Мохаммад Али Хоссеини отметил, что "сотрудничество между Ираном, Россией и Китаем происходит в рамках международных инструкций"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции