Время и деньги
26 ноября 2008, 15:51
Татарстану предстоит гигантская работа. Ради крыльев воздушных "малышей"
Развитие малой авиации в республике - стратегическая задача. Такой вывод можно было сделать на расширенном заседании коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ
Для начала - что такое сегодня бурно развивающаяся малая авиация? Это воздушные суда с максимальным взлетным весом от 495 до 8600 кг и числом пассажиров не более 19 человек, а также вертолеты с максимальным взлетным весом от 495 до 4500 кг, да еще и беспилотные летательные аппараты с максимальным взлетным весом. Плюс обширная наземная инфраструктура.
По словам первого заместителя Минтранса РТ Павла Чернова, малая авиация востребована самой жизнью. Это и корпоративные перевозки, и аэротакси, и авиахимработы, и борьба с пожарами, и патрулирование ЛЭП, газо- и нефтепроводов, и экологический мониторинг, и спорт, и санавиация, и туризм, и мониторинг на дорогах, и много чего еще. Но, к великому сожалению, этот вид авиации (сам термин "малая авиация" пока еще в нашей стране довольно расплывчат) в России совершенно не развит. Впрочем, при достаточно большом (по российским меркам) количестве летательных аппаратов.
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдуса Фасхутдинова, перспективы у малой авиации огромные, но исполненные терний. И дело не только в том, что остро нужны соответствующие аэродромы ("Большинство имевшихся в советское время аэродромов утеряны"), но и в отсутствии законодательной базы: "По сути, что такое малая авиация? Это уведомительный порядок на вылет: взял и полетел, не запрашивая специального разрешения на вылет у многочисленных высоких служб. Сегодня взлететь - целый набор проблем". Если у спецавиации (МВД, МЧС, пожарные) таких "закавык" нет (разве что проблема оборудованных площадок), то куда деваться частнику? Впрочем, и "спецслужбам" остро недостает оборудованных площадок.
Далее. Да, сегодня в республике зарегистрировано 70 легких самолетов и вертолетов, как правило, частных (а в скором будущем их число возрастет до 1000), но вот будет ли массовый легкий самолет (своего рода авиатакси) для населения? По словам министра, пока о такой машине говорить трудно, но "есть масса отличных разработок, в том числе и у нас в республике".
Отдельный вопрос - обучение пилотов малой авиации. В Казани действуют Центр по сертификации полетов и Авиационный учебный центр. Но надо создать необходимые предпосылки для их развития.
Дополнительный вопрос - чтобы диспетчеры могли наблюдать за малоразмерным воздушным судном на протяжении всего полета. Значит, малые воздушные суда надо дооснастить техническим и радионавигационным оборудованием.
По словам руководителя Татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации Шавката Умарова, "наша задача - удержать развивающуюся легкую авиацию в руках, не дать всему этому расползтись". "А сколько раньше перевозила людей региональная авиация!" - добавил Шавкат Абдулхаевич... Межрегиональные перевозки были другой важной темой совещания. Ведь сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Чтобы казанцу долететь до Перми, сначала требуется добраться до Москвы. Сегодня в республике, благодаря муниципальным властям, действует единственный аэродром региональной авиации - в Мензелинске. А вот доставить пассажиров в другие районы Татарстана у авиаторов нет возможности.
В Татарстане создана "Концепция развития малой авиации в РТ на период до 2015 года". В столь серьезном документе обговариваются и создание специальной рабочей группы, и сотрудничество с военными, и обеспечение безопасности полетов, и подготовка летно-технического состава. Но, пожалуй, в первую очередь это создание в республике аэродромов, необходимых, чтобы обеспечить хотя бы минимальную инфраструктуру для полетов машин малой авиации. "Я, прежде всего, обращаюсь к главам муниципальных образований, где мы предполагаем возвести или реконструировать площадки для малой авиации, а по инвентаризации у нас их 23 (в первую очередь планируется восстановить и пустить в действие аэродромы в Болгаре, Актаныше, Мензелинске, Нурлате, Сарманове, Чистополе), чтобы совместно решить вопрос об их будущем. Мы, конечно, должны расширять их количество, но это хотя бы для начала. Оборудование хотя бы минимально необходимое: полоса, радиомаяковый привод, оборудование для заправки и хоть минимального осмотра судна", - сказал Павел Чернов.
Словом, спрос на услуги малой авиации велик. Вопрос в том, что к этому вопросу необходимо, без преуменьшения, трепетное отношение. А необходимость в "маленьких самолетах", похоже, стала понятна всем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время и деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции