О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Разрешение на взлет

В декабре 1918 года в Москве был организован центральный аэрогидродинамический институт - ЦАГИ. Сейчас здесь работает одна из крупнейших в мире трансзвуковых аэродинамических труб, в которой испытывались макеты космопланов "Спираль" и "Буран"

В декабре 1918 года в Москве был организован центральный аэрогидродинамический институт - ЦАГИ. Сейчас здесь работает одна из крупнейших в мире трансзвуковых аэродинамических труб, в которой испытывались макеты космопланов "Спираль" и "Буран".

История этого института - история отечественного авиастроения. Именно здесь Андрей Туполев разработал первый цельнометаллический самолет АНТ-2. До этого воздушные машины были в основном деревянными. А конструктор Черемухин создал первый вертолет. Здесь работали Миль и Камов. Кстати, именно Камов и придумал слово "вертолет. И даже будущий основатель ракетной техники Сергей Павлович Королев был инженером этого института.

"Даже баллистические ракеты делались в ЦАГИ. Королев, Челомей, Янгель - все они паслись в ЦАГИ. Все испытания баллистических ракет, аппаратов, спутников - все это делалось в ЦАГИ", - говорит Георгий Бюшгенс, академик РАН, советник генерального директора ЦАГИ.

90 лет назад, в разгар гражданской войны, когда, казалось, совсем не до науки, вышло постановление правительства о создании Центрального аэрогидродинамического института, сокращенно ЦАГИ. Возглавил институт выдающийся русский инженер Николай Егорович Жуковский. Здесь учили летать все серийные самолеты: начиная от первых пассажирских лайнеров и заканчивая фаворитами современных авиасалонов, истребителями Миг-29 и Су-27. Благодаря уникальным летным характеристикам этих машин появились новые фигуры высшего пилотажа "Колокол" и "Кобра".

"Кобра" родилась в ЦАГИ. Оказалось возможным самолет забросить на очень большой угол атаки, до 180 градусов, он мог вообще на спину лечь", - рассказывает Георгий Бюшгенс.

Специальная гиперзвуковая аэродинамическая труба, ее построили для испытаний "Бурана". Этот летательный аппарат был уже не просто самолетом, а космическим многоразовым кораблем. Специалистам приходилось многое делать заново, воссоздавать условия полета в космосе. Модель "Бурана" нагревали до двух тысяч градусов, в несколько раз выше, чем на поверхности Солнца. Именно такие температуры испытывал корабль при прохождении плотных слоев атмосферы. Для защиты челнока разработали специальный "панцирь" - больше тридцати тысяч плиток, в основе которых тонкие волокна кварца. Причем наклеивали плитки не беспорядочно, у каждой было свое место. В ноябре 88-го "Буран" стартовал в космос.

Интересно, что еще на заре создания "Союза", в начале 60-х, к спускаемому аппарату, в котором космонавты возвращаются на Землю, предлагали прикрепить вертолетный винт. Роторный, а иначе - вертолетный способ посадки, позволял приземляться почти с нулевой скоростью. Испытания проводились в ЦАГИ.

"Известно, что вертолет в режиме авторотирования может плавно опуститься на Землю, тем самым избежав удара. Конечно, эти идеи пытались приспособить и для космических спускаемых аппаратов. Но в силу ряда причин - аэродинамических, газодинамических - и вопросов безопасности, комфорта экипажа от этой идеи, в конечном счете, отказались", - сказал Сергей Чернышев, директор ЦАГИ.

Сегодня в ЦАГИ заканчиваются испытания нового отечественного пассажирского лайнера - Superjet 100. Самолет несколько лет подвергали безжалостным испытаниям. В специальных трубах модель продували мощнейшими воздушными потоками, скорость которых достигала тысячи километров в час. Самолет даже намеренно разрушали, чтобы определить прочность.

"Мы нагружаем все агрегаты до 100 процентов, выявляем ошибки, которые сделаны конструктором, и лечим эту конструкцию, чтобы она выдерживала стопроцентные нагрузки, и даем сертификат", - рассказал Георгий Замула, заместитель генерального директора ЦАГИ.

Один из проектов будущего - сверхзвуковой пассажирский самолет. Вместо привычных 8 часов полета по маршруту Москва - Камчатка время в пути сократится почти вдвое. Также на очереди - испытание корабля для космических туристов. Разработок много, но лишь в ЦАГИ дают окончательное заключение, кто получит право на полет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вести.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка