Коммерсантъ - Самара
3 декабря 2008, 12:53
От винта
Руководство "Моторостроителя" и СНТК попросило правительство РФ выделить им бюджетные средства
Как стало известно "Ъ", в первой декаде декабря в правительстве РФ будет рассматриваться вопрос о выделении бюджетных средств самолетостроительным и двигателестроительным предприятиям, среди которых будут самарские "Моторостроитель" и СНТК им. Кузнецова. По информации "Ъ", в аппарат правительства России руководством минпромторга направлены предложения по выводу самарских заводов из предбанкротного состояния, инициированные Оборонпромом и новым топ-менеджментом самарских предприятий во главе с Николаем Никитиным, возглавившим "Моторостроитель" и СНТК 1 ноября 2008 года. Господин Никитин подтвердил "Ъ" существование такого документа. Речь идет о комплексной программе государственной поддержки заводов в размере более 8 млрд рублей. Если средства будут выделены, то они пойдут на погашение задолженности предприятий и восстановление их работоспособности. Как рассказал собеседник "Ъ", знакомый с подробностями проекта, возврат средств, которые могут быть выделены государством, будет идти с 2011 по 2015 годы. В среднем срок окупаемости может составить чуть более 6 лет.
"Моторостроитель" и ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" согласно указу президента РФ войдут в двигателестроительный холдинг Оборонпрома, который сейчас находится в процессе формирования. У государства 38% обыкновенных, 50% голосующих акций "Моторостроителя", у Оборонпрома - 13%, структуры ГК "Каскол" контролируют 41%. После окончания формирования двигателестроительного холдинга Оборонпрома госпакет "Моторостроителя" перейдет в управление Оборонпрома. По данным общества, в 2007 году выручка - 3,1 млрд руб., чистый убыток - 33,856 млн руб. 60% СНТК контролирует Росимущество, 20,26% - ОПК "Оборонпром". По итогам 2007 года выручка СНТК составила 421,9 млн рублей, чистая прибыль - 849 тыс. рублей (данные "СПАРК-Интерфакс").
Как отмечает источник в руководстве самарских заводов, если решение не будет принято, предприятия можно будет банкротить. "Несмотря на проведенную Оборонпромом в начале 2008 года реструктуризацию долгов СНТК и начало реализации программы финансового оздоровления "Моторостроителя", финансовый кризис практически свел на нет эти мероприятия, - говорит источник. - Текущее состояние самарских предприятий (ОАО "Моторостроитель" и ОАО "СНТК имени Кузнецова") можно характеризовать отсутствием платежеспособности и предбанкротным состоянием". Сейчас их суммарная задолженность по кредитам коммерческих банков составляет более 5,5 млрд рублей, просрочка в выплате заработной платы - более 100 млн рублей. В отношении обоих предприятий открыто сводное исполнительное производство за неуплату налогов (суммарно более 2 млрд рублей, учитывая пени), наложен арест на имущество и расчетные счета.
В инвестпрограмме двух заводов, как рассказал исполнительный директор СНТК и первый заместитель генерального директора "Моторостроителя" Николай Никитин, кроме помощи государства другим этапом их вывода из кризиса является формирование и фиксация жестких программ заказов этих предприятий сроком не менее трех лет, начиная с 2009 года. Имеется в виду госзаказ по производству двигателей для космических программ Роскосмоса, а также техническое сопровождение и ремонты всего семейства двигателей НК для самолетов стратегической авиации. "Выделение средств и формирование долгосрочных госзаказов приведут к немедленному восстановлению платежеспособности предприятий, владеющих ключевыми компетенциями, и началу их эффективного развития", - говорит господин Никитин. Все эти меры, по его словам, позволят производить промышленное оборудование для газовой отрасли (газоперекачивающие агрегаты, газотурбинные установки, газотурбинные электростанции для "Газпрома"), энергетики и сферы ЖКХ в объеме не менее 50% от всей продуктовой линейки заводов. "Предполагается, что прибыли от этих видов деятельности позволят предприятиям вернуть долг государству и привлечь заказчиков, в частности "Газпром", - рассказал источник на самарских заводах.
Эксперты разошлись в оценках перспектив развития самарских заводов. "Реализация проекта позволит оживить данные предприятия, однако, на наш взгляд, ее исполнение должно было начаться до кризиса, как минимум в прошлом году, - отмечает аналитик ИК "Солид" Евгения Талалаева. - Новый долг, даже под небольшие проценты, нужно будет обслуживать, и в этой ситуации очень важно будет гарантированно и равномерно генерировать стабильную выручку. Выделенные средства, с учетом долговой нагрузки, позволят решить проблемы на текущий момент, но для решения в среднесрочной перспективе потребуется их индексация на величину инфляции - минимум на 14%".
Аналитик "Тройки Диалог" Геннадий Суханов считает, что если госсредства будут выделены в полном объеме, который просит Оборонпром, то их должно хватить на решение финансовых проблем заводов. "Предприятия небольшие, как, скажем, пермские, которые также войдут в холдинг Оборонпрома, и после погашения долгов останутся деньги на модернизацию, главное, чтобы у предприятий были заказы", - говорит он. По словам аналитика, проблема краткосрочных заказов - системная для всей экономики и решаться она должна комплексно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции