Коммерсантъ
12 декабря 2008, 08:39
Российское оружие заняло оборону в Китае
В Пекине завершилось заседание межправительственной комиссии по ВТС между Россией и Китаем. В ходе переговоров российская делегация смогла заключить соглашение с КНР об охране интеллектуальной собственности в сфере ВТС
Анатолия Сердюкова, который вчера покидал Китай после завершения 13-го заседания российско-китайской межправительственной комиссии по ВТС (он является ее сопредседателем с российской стороны), в Пекине принимали на высшем уровне. Перед вылетом в Москву он был принят председателем КНР Ху Цзиньтао - знак внимания, которого в Китае удостаивают не всякого премьера. Товарищ Ху похвалил российского министра за подписание "очень важных договоров" - протокола заседания комиссии, в котором зафиксированы перспективные направления сотрудничества, а также соглашения об охране интеллектуальной собственности в сфере ВТС. В ответ Анатолий Сердюков сообщил, что перед поездкой в Пекин он обсуждал детали визита лично с президентом РФ Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным.
Пристальное внимание первых лиц России и Китая ко вчерашнему заседанию комиссии по ВТС неудивительно. Дело в том, что ее предыдущее заседание состоялось три года назад - в сентябре 2005 года (российскую часть комиссии возглавлял тогдашний министр обороны Сергей Иванов). С тех пор последующее заседание неизменно переносилось под разными предлогами. По информации "Ъ", вопрос о проведении 13-го заседания подробно обсуждался во время первого визита Дмитрия Медведева в Китай в мае этого года, а затем в ходе октябрьского визита в Москву премьера госсовета КНР Вэнь Цзябао.
Как сообщили "Ъ" источники в МИД РФ, на проведении заседания особо настаивала именно российская сторона. В последние годы развитие ВТС с КНР сталкивалось с серьезными проблемами. Одной из главных стал вопрос интеллектуальной собственности. Так, свой грузовой самолет Y8 и региональный самолет MA60 Китай создал на базе российских машин Ан-12 и Ан-24. На оружейных выставках Китай демонстрировал крылатую ракету С-602, по оценкам экспертов очень схожую с X-55, а также двигатель Tai Hang WS-10, схожий с двигателем АЛ-31Ф для истребителей "Су". Кроме того, в Китае сейчас организуется лицензионная сборка вертолета Ми-171 (по официальному контракту с РФ о передаче лицензии). При этом Ми-17 - самый "ходовой" продаваемый во всем мире российский вертолет, так что Россия, по сути, создала себе конкурента.
Самым громким стал скандал вокруг китайского аналога истребителя Су-27. В 1995 году РФ и КНР заключили соглашение о лицензионной сборке на заводе в Шэньяне 200 машин Су-27СК под названием J-11. В 1998-2004 годах Китай получил около ста комплектов для сборки, но от оставшихся комплектов отказался - уже было освоено производство J-11 на основе преимущественно китайских компонентов. Китайские СМИ даже сообщали о создании машины J-11B, на которой якобы установлены двигатель и радар китайской разработки и производства. Эксперты предполагают, что перспективы серийной сборки китайского аналога Су-27 весьма реальны, а значит, вскоре России может предстоять серьезная конкурентная борьба на рынках третьих стран.
Другим блоком проблем стало значительное снижение доли китайских контрактов в общей структуре российского экспорта вооружений. Как заявил "Ъ" эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, основной причиной этого стало насыщение китайского рынка оружием советской разработки и требование КНР повысить технологический уровень поставляемых вооружений. Китайская сторона сейчас предпочитает закупать оружие малыми партиями и ориентируется скорее на импорт технологий. Москва же, в последние годы расширившая географию продаж военной техники, перестала зависеть от контрактов с КНР, за счет которых российская оборонка выживала в 1990-е годы.
Судя по всему, проблемы вокруг интеллектуальной собственности и должно решить соответствующее соглашение, подписанное вчера в Пекине. Впрочем, эксперты сомневаются в практической значимости этого документа. "Формально это беспрецедентный успех, однако вряд ли наличие этого соглашения остановит китайцев в их стремлении копировать,- полагает Константин Макиенко.- Скорее у России просто появится инструмент для более жесткой переговорной позиции с Китаем".
Никаких контрактов в Пекине вчера подписано не было. По словам источников "Ъ" в оборонно-промышленном комплексе РФ, Китай сначала намеревался закупить 3-5 корабельных Су-33, затем - 14 машин. Российская же сторона настаивает на большем количестве. Кроме того, по информации "Ъ", в рамках комиссии велись переговоры о возможности поставок истребителей Су-35. По словам собеседников "Ъ", китайцы вновь обозначили интерес к закупкам зенитно-ракетных систем с характеристиками, превосходящими С-300ПМУ2 "Фаворит",- С-400 "Триумф".
Между тем источники "Ъ" в российском авиапроме сомневаются, что будет разморожен контракт на поставку в Китай 38 военно-транспортных Ил-76 и самолетов-заправщиков Ил-78 стоимостью более $1 млрд. По словам источника "Ъ", Китай хотел приобрести несколько Ил-76, но с двигателями Д-30, а производство таких двигателей уже остановлено. "Фактически это означает прекращение переговоров,- утверждает собеседник "Ъ".- К тому же Китай ориентирован на выпуск своего военно-транспортного самолета"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции