О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Не разговаривайте с незнакомцами

Авиакомпания S7 отбивается от "Аэрофлота" и Минтранса

Частные акционеры авиакомпании S7 ("Сибирь"), второй по величине в России, продали принадлежащего им авиаперевозчика "Глобус", чтобы расплатиться по долгам с управляющей компанией аэропорта Домодедово. Что теперь будет с "Глобусом", неизвестно, хотя еще в ноябре этой авиакомпании "светило" стать преемником S7, владельцы которой последние месяцы отчаянно сопротивляются слиянию с "Аэрофлотом".

Ради независимости владельцы S7, гендиректор авиакомпании Владислав Филев и его супруга Наталья Филева, готовы пойти на жесткие меры. Они уже обвинили министра транспорта Игоря Левитина в том, что чиновник якобы вынуждает S7 объединиться с "Аэрофлотом". В качестве альтернативы S7 рассматривает сделку с президентом Национальной резервной корпорации Александром Лебедевым.

Неприятности S7 начались осенью 2008 года, когда стало известно о создании перевозчика "Авиалинии России" ("Росавиа"). Эта компания будет принадлежать "Ростехнологиям" и правительству Москвы. Предполагается, что она сможет составить конкуренцию "Аэрофлоту", крупнейшему авиаперевозчику в России на данный момент.

Несмотря на то, что гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов назвал "Росавиа" "пузырем", перспектива появления сильного конкурента с лоббистским ресурсом его все же взволновала. Тут в "Аэрофлоте" и вспомнили о старом плане Минтранса - укрупнится за счет поглощения конкурента.

Наталье Филевой принадлежит 63,3 процента акций S7, второго по размеру российского авиаперевозчика. 25,5 процента акций "Сибири" принадлежит государству. Еще в 2006 году глава Минтранса Левитин предлагал передать "Аэрофлоту" блокпакет S7, однако против этого выступило Минэкономразвития. Позже государство пыталось продать эти акции на аукционе, но покупателя на них не находилось. Дело в том, что устав S7 позволяет принять решение о допэмиссии простым большинством, что позволит при необходимости размыть долю недружественного акционера.

И вот уже в октябре 2008 года "Аэрофлот" уже сам попросил Левитина передать в прямое управление компании принадлежащие государству акции S7. "Аэрофлот" также заявил, что намерен позже приобрести своего конкурента целиком. В Минтрансе предложение перевозчика поддержали, уточнив, что формально не могут оказывать влияние на ход сделки, поскольку владельцем указанных акций является Росимущество.

Так же быстро нашелся и противник слияния "Аэрофлота" и S7 - Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что во многих случаях S7 конкурирует с "Аэрофлотом" на внутренних и внешних рейсах, поэтому сделка между компаниями может привести к ограничению конкуренции. Весь ноябрь S7 продолжала обороняться от своего конкурента.

К примеру, акционеры S7 в ноябре перевели все платежи за билеты авиакомпании на принадлежащую им авиакомпанию "Глобус". Газета "Ведомости" пишет, что это было сделано из-за угрозы поглощения "Сибири" госкомпанией. Однако в ситуацию вмешался Игорь Левитин, после чего совет директоров S7 не одобрил передачу контроля за выручкой компании "Глобусу".

Тогда же гендиректор S7 Владислав Филев утверждал, что министр Левитин блокирует для его компании доступ к госкредитам, вынуждая объединиться с "Аэрофлотом". S7 - одна из тех компаний, которые обратились к государству за финансовой помощью. Чиновники готовы выделить авиакомпаниям 30 миллиардов рублей, однако в список претендентов на эти деньги, составленный Минтрансом, S7 не попала.

По сведениям "Ведомостей", письма с жалобой на Минтранс Филев уже направил в Федеральную антимонопольную службу и Минэкономики, ведомства, которые и ранее выступали против слияния "Аэрофлота" и S7. Тактически верный ход. В декабре гендиректор "Аэрофлота" заявил, что его компания более не ведет переговоры с частными акционерами S7 и претендует только на госдолю в перевозчике. Впрочем, у S7 есть и другие трудности.

Текущий долг S7 перед аэропортами и поставщиками топлива составляет 3,16 миллиарда рублей. Иски к S7 уже подали "Лукойл-Аэро", которая заправляет самолеты авиакомпании в московском аэропорту Домодедово, а также челябинский аэропорт Баландино. Хотя эта сумма не критична, но занять сейчас денег перевозчику также негде.

Именно из-за этого, по данным "Коммерсанта", Филевыми был продан "Глобус". Средства, вырученные от сделки, покроют большую часть долга компании пред структурами группы "Ист Лайн", управляющей компании аэропорта Домодедово. Теперь бежать частым акционерам S7 некуда, поэтому они ищут другие выходы.

Известно, что Филевы ведут переговоры о сделке с президентом НРК Александром Лебедевым, которому сейчас принадлежит 30 процентов "Аэрофлота". Лебедев еще в ноябре предложил продать эти акции государству, при этом выкупив у Росимущества блокирующий пакет авиакомпании S7. После предполагаемой сделки Филевы и НРК объединят авиаактивы, а S7 сможет спокойно пережить кризис, получив кредит у Лебедева.

Таким образом, уже в ближайшее время S7 может объединиться с авиакомпаниями Red Wings и Blue Wings, а также авиализинговой Alpstream, которые принадлежат НРК. По данным газеты "РБК Daily", участники сделки уже приступили к обсуждению возможного слияния. Вот только непонятно, пойдет ли на такой шаг государство....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка