Правда.Ru
26 декабря 2008, 17:54
Россия испытывает сразу три самолета 5-го поколения? Эксперты в недоумении
У России скоро будет не один самолет пятого поколения, а целых три. О такой возможности заявил главком ВВС РФ генерал-полковник А.Зелин
Главком ВВС выразил уверенность в том, что "к 12 августа 2009 года мы получим летный самолет пятого поколения". Никаких причин для невыполнения планов по самолету пятого поколения нет ни по финансированию, ни по "организационно-штатным мероприятиям", говорит Зелин. Командующий надеется сделать к Дню военно-воздушных сил, отмечаемому 12 августа, подарок, о котором военные летчики даже не подозревали.
Что же происходит на самом деле? Неужто мы и вправду в следующем году наконец заимеем свой самолет 5-го поколения, о котором даже не мечтали? И ни один, как у американцев (на вооружении ВВС США пока стоит один тяжелый истребитель F -22 Raptor , легкий истребитель F -35 проходит испытания), а целых три?
Обратимся к военным специалистам. В своем комментарии "Правде.Ру" эксперт из Института военного и политического анализа Анатолий Цыганок сообщил следующее: "Я сомневаюсь, что в данном случае речь идет о самолетах 5-го поколения. То, что производит тот же "Сухой", это так называемые самолеты "4+", "4++", "+4" и т.п. В лучшем случае, на что мы способны - это пробное испытание одного "пятого" прототипа. Да и о каком самолете 5-го поколения может идти речь, если этих самых "4+" и т.п. российским вооруженным силам практически не перепадает и в лучшем случае идет на экспорт? И получается, что те же Индия с Китаем вооружены благодаря нашим экспортным поставкам лучше нас. И я сомневаюсь, что в ближайшее время хотя бы один такой самолет у нас появится".
В то же время, по словам вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова, "скорее всего, под самолетом 5-го поколения подразумевают те самые Су-37 или С-47 или улучшенные самолеты 4-го поколения, которые имеются у нас в единичных экземплярах. Я все-таки не исключаю, что мы действительно испытываем "пятерку", но особенно радоваться этому не стоит.
И я глубоко сомневаюсь, что к дате 12 августа он станет в строй. Между испытанием и принятием на вооружение подобной техники проходит очень большое время. Если к этому добавить фактически уничтоженный оборонный комплекс, с грехом производящий выпуск ограниченных партий вооружений на экспорт, разгромленные ОКБ и инженерные школы, то ВВС будут дожидаться самолета "5-го поколения" еще очень и очень долго.
И, скорее всего, он будет уступать даже имеющимся "четверкам". Дело в том, что сейчас в основном авионика для нашей авиации поступает из США за неимением своей. А раз так, то это в первую очередь угрожает безопасности того, кто такие самолеты имеет, поскольку такое авиационное оборудование можно легко дистанционно вывести из строя "со стороны". Как это делается? Напомню, что в случае с Ираком американцы вывели из строя электронику на имевшихся у Багдада ЗРК "Хок" и "Чаппарэл" "из космоса", поскольку эта возможность заложена изготовителем в программе. И для производства такого самолета, как показывает "американская практика", потребуются громадные деньги, которые мы тратим на закупку вооружения США.
В свою очередь, эксперт из Института военного и политического анализа Александр Храмчихин в своем комментарии "Правде.Ру" заявил: "Вообще, очень трудно судить о самолетах 5-го поколения. До сих пор у нас не было денег для испытаний даже одного подобного образца, а тут вдруг целых три! Конечно, хотелось бы иметь сразу и тяжелый истребитель как аналог тому же "Раптору" и легкий как ответ на F -35, но я очень сомневаюсь, что мы сможем производить подобные самолеты из-за их дороговизны. Те же американцы так и не выполнили до конца план по постановке на вооружение даже первой серии из 165 машин. Причина одна - дороговизна. И если уж у американцев подобные проблемы, то про нас и вовсе говорить смешно".
Любопытна точка зрения, высказанная "Правде.Ру", военным экспертом Владиславом Шурыгиным: "Неизвестно, о каких таких самолетах 5-го поколения говорил главком. Боюсь, в лучшем случае речь идет просто о подготовке к испытаниям. И вообще, подобные заявления тяжело принимать всерьез. В последнее время наши генералы делают такие заявления, от которых просто едет крыша".
Нельзя не согласиться с военными экспертами. Вспомним, что для начала работ по самолету 5-го поколения разработчикам потребовалось пять миллиардов долларов. К тому же первоначальная стоимость подобных самолетов, как показывает практика, увеличилась в разы. Так, по разным данным, один "Раптор" стоит от 300 до 500 млн долларов вместо 70 - 90 млн от прогнозируемого. И именно это затормозило американскую программу перевооружения их ВВС самолетами подобных типов. Заметим, что на вооружение он поступил уже в 2004 году. Американцы планировали поставить на вооружение почти две тысячи подобных машин, но пока за четыре года они не выполнили этот план и на 20%. То же самое происходит и с F -35.
Кроме того, учитывая американский опыт, нужно помнить о том, что на "обкатку" "сырого" самолета и устранение неполадок и недоработок, которые обязательно будут, также уходит огромное время. По оценкам независимых экспертов, на это в общей сложности ушло около двух лет. И учитывая все выше сказанное, в 2009 году мы вряд ли увидим заветную "пятерку" на вооружении своих ВВС. Скорее всего, учитывая нынешний кризис, в лучшем случае мы сможем заявить о том, что готовы конкурировать с американскими "орлами" и "молниями" не раньше 2012 года. Конечно, можно формально заявить о принятии на вооружении самолетов "пятого поколения". Но кого мы в таком случае обманем?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Правда.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции