О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ВИП-вертолет не вернулся с охоты

В горной части республики Алтай исчез новейший российский вертолет Ми-171 компании "Газпромавиа", на борту которого находилась команда vip-охотников во главе с полпредом президента в Госдуме А.Косопкиным

В горной части республики Алтай исчез новейший российский вертолет Ми-171 компании "Газпромавиа", на борту которого находилась команда vip-охотников во главе с полпредом президента в Госдуме Александром Косопкиным. В течении двух суток ни сам вертолет, ни его пассажиры найдены не были. Аварийный радиомаяк и коротковолновая радиостанция Ми-171 "молчат", не работают и персональные средства связи трех членов экипажа и восьми пассажиров. Если находившиеся на борту люди выжили при аварии, то им грозят морозы и голод. Как раз сегодня заканчивается трехдневный запас продуктов, который был в вертолете.

Как рассказала Ъ старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова, в пятницу около 8.30 утра по местному времени вертолет Ми-171 (бортовой №22463, последняя модификация Ми-8), вылетел из аэропорта города Бийска Алтайского края в поселок Чемал республики Алтай. Согласно полетному списку, на его борту находились трое членов экипажа и 8 пассажиров. Среди них были высокопоставленные федеральные и местные чиновники, в том числе, полпред президента в Госдуме Александр Косопкин, вице-премьер правительства республики Алтай Анатолий Банных, начальник республиканского управления по охране и восстановлению охотничьих животных Виктор Каймин. Примерно через час вертолет, совершив промежуточную посадку в Чемале, вылетел к конечной точке маршрута - в поселок Кош-Агач, расположенному высоко в горах на самой границе с Монголией. Здесь, как сообщили Ъ в местном управлении "Авиалесохраны", сотрудники которой сейчас принимают участие в поисковой операции, туристы охотятся на горных козлов и волков.

Последний раз командир экипажа Ми-171 57-летний Алексей Баяндин вышел на связь с диспетчерским пунктом в 13.00. Примерно через час вертолет должен был подлететь к Кош-Агачу и снова выйти в эфир, однако этого не произошло. "Наземными службами не было зарегистрировано даже попыток выхода в эфир, борт просто исчез",- сообщили Ъ в "Газпромавиа".

Первыми из аэропорта Горно-Алтайска на поиски пропавшего вертолета вылетели спасатели и лесоохранники. Несколько часов самолеты Ан-2 и Ан-24, а так же вертолет Ми-8 летали вдоль предполагаемого маршрута полета исчезнувшего Ми-171 и безрезультатно вернулся обратно. Затем были подключены силы военной авиации: из новосибирского аэропорта Толмачево были отправлены самолеты Ан-12 и Ан-72, оборудованные тепловизорами (датчики, улавливающие тепло, исходящее от упавшей машины) и высокочуствительными приемниками радиосигналов. Однако средства спецпоиска оказались бесполезны.

Ми-171, как объяснили Ъ в "Газпромавиа", на заводе в Улан-Удэ был оборудован аварийным радиомаяком АРМ 406П, который автоматически активируется при ударе, посылая через спутник на пульт Центроспаса географические координаты, номер и принадлежность потерпевшего аварию воздушного судна. "Этот АРМ не раз проверяли, в том числе и народными средствами, нанося по его корпусу легкие удары - тут же нам перезванивали из Центроспаса и спрашивали, что произошло",- говорят в авиакомпании. Почему не сработал маяк, в "Газпромавиа" не знают, предполагая, что в электронике устройства произошел какой-то сбой. В то, что АРМ мог разбиться при ударе, в авиакомпании не верят, утверждая, что прибор находится в особо-прочном корпусе. К тому же даже в случае не срабатывания АРМ при ударе, пилоты могли бы активировать его принудительно сами. В то же время в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) говорят о несовершенстве конструкции АРМ. По данным МАКа, было зарегистрировано несколько случаев, когда при падении вертолетов отламывалась внешняя антенна маяка и сигнал не передавался спасателям. Например, в 2007 году в Коми в нескольких километрах от места взлета разбился Ми-8. Обломки из-за несрабатывания маяка нашли только через двое суток - к тому времени двое выживших в катастрофе замерзли.

Тепловизоры, как считают участники спасательной операции на Алтае, не сработали потому, что к моменту подлета спецтехники двигатели Ми-171 просто могли успеть остыть. В распоряжении членов экипажа вертолета имелась стационарная коротковолновая радиостанция, по которой они поддерживали связь с диспетчером в Бийске, но, как уже сообщалось, в последний раз пилоты выходили на связь еще на подлете к Кош-Агачу. Кроме того, у летчиков и их пассажиров были и персональные средства связи, однако мобильные телефоны в местных горах не работают (здесь не установлены ретрансляционные вышки), а портативные радиостанции "Комар" Р855, входящие в аварийный комплект пилотов, рассчитаны на небольшую зону покрытия или просто не были активированы.

Вчера зона поисков вертолета была уточнена. "Нам удалось вычислить две предположительные трассы пролета Ми-171,- рассказываю в "Авиалесохране".- Один маршрут был составлен по данным диспетчеров, с которыми связывались пилоты, уточняя свое местонахождение. Второй был проложен со слов сотрудников коммерческой фирмы, организовывавшей досуг для именитых гостей. На облет маршрутов ушел весь вчерашний день". По словам спасателей, с самолетов велся обзорный поиск. Они летали над районами предполагаемой аварии, которые расположены в горах высотой от 3,5 до 4 км и обнаруживая подозрительные места, вызывали туда для более детального осмотра вертолет Ми-8 или спасателей на гусеничных тягачах. Однако, как говорят спасатели, обнаружить таким способом вертолет довольно сложно - горы покрыты толстым слоем снега и бело-голубой цвет (в него выкрашены все вертолеты "Газпромавиа") Ми-171 сливается с ним. Кроме того, не исключено, что место катастрофы или аварийной посадки мог скрыть густой ельник, растущий на южных склонах местных гор. Ну а если вертолет упал в ущелье, то найти его и вовсе может только случайно забредший туда охотник.

На сегодняшний день, по словам спасателей, они проверили оба предполагаемых маршрута, но машину так и не обнаружили. Как считают участники спасательной операции, это свидетельствует о том, что пилоты по какой-то причине сильно отклонились от первоначальной трассы.

О причинах аварии пока можно только догадываться. Во всяком случае, никаких объективных предпосылок для нее не было. Опытнейший командир экипажа Ми-171 Алексей Баяндин из Томска отлетал на вертолетах в Сибири без малого 30 лет. В качестве пассажира на борту находился Владимир Пидопригора - командир экипажа Ми-8 из Горно-Алтайска, не раз принимавший участие в спасательных операциях в республике и хорошо знающий местность. В "Газпромавиа" говорят, что вне подозрений и Ми-171. Этот вертолет был приобретен компанией на заводе в прошлом году и успел налетать всего 260 часов. Идеальными называют летчики и погодные условия, в которых проходил полет: морозно, солнечно, безветренно при абсолютной видимости, которую в авиации называют "миллион на миллион".

Спасатели говорят, что, несмотря на все проблемы, они еще надеются найти живыми экипаж и пассажиров Ми-171. Во всяком случае, среди них есть люди, имеющие опыт выживания в подобных ситуациях. Например, вице-премьер правительства Республики Алтай Анатолий Банных, который в 2005 году несколько дней провел в тайге из-за поломки своего вертолета Robinson. Правда, было это летом, а сейчас охотникам грозят десятиградусные морозы и голод. Трехдневный аварийный запас продовольствия (галеты и консервы с тушенкой и гречневой кашей), имевшийся на борту, закончится уже сегодня....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка