О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Цена прихоти, или Особенности национальной охоты

"Новостью" наступившего нового года в Сибири стала авария вертолета Ми-171, принадлежавшего "Газпромавиа", в горах Алтая 9 января

"Новостью" наступившего нового года в Сибири стала авария вертолета Ми-171, принадлежавшего "Газпромавиа", в горах Алтая 9 января. СМИ активно обсуждали подробности поисковых работ, МЧС, в свою очередь, задействовало в поиске 11 человек - именно столько пассажиров и членов экипажа находилось на воздушном судне - немалые силы и средства.

Столь пристальное внимание к воздушному происшествию было неслучайным - на борту находились высокопоставленные гости из Москвы, которые выехали в сибирский регион развеяться и поохотиться. Среди пассажиров, список которых был озвучен спустя сутки после ЧП, оказался вице-премьер Республики Алтай, генеральный директор ФПГ "Сибма" Анатолий Банных - именно по его инициативе в горы отправились москвичи: представитель Президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, референт аппарата Госдумы Сергей Ливишин; главный эксперт комитета Госдумы по экономической политике Николай Капранов, председатель республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктор Каймин. Выжить удалось лишь четверым. Погибли семеро, включая Косопкина. Поисковики обнаружили бортовые самописцы, которые для расшифровки направлены в Москву. Комментарии в течение нескольких дней были скудны: все ссылались на необходимость получения официальных результатов расследования комиссии. Следствие продолжает рассматривать все возможные версии: плохие погодные условия, человеческий фактор, внезапный отказ двигателя или некачественное топливо.

Хотя известно, что пассажиры вертолета вылетели на границу с Монголией на охоту, прокуратура, по заявлениям ее представителей, этот факт почему-то исключает из хода следствия. Но именно он, кажется, и является ключевым в свершившейся трагедии. Что произошло на борту вертолета, сейчас выясняют следователи, опрашивающие выживших свидетелей. Вероятнее всего, многих фактов общественность так и не узнает из официальных источников - дело мутное, слишком уж высокопоставленные лица фигурируют в деле.

Естественно, одной из основных рассматривается "техническая" версия. Но Ми-171, выпуск которого Улан-Удэнский авиационный завод начал в 1992 году, считается одной из самых надежных машин в мире. С момента выпуска зарегистрировано пять авиакатастроф и ни одной из них - в России. Три в Пакистане, одна - в Алжире, одна - в Китае. По результатам расследования, причиной всех ЧП стала ошибка пилотирования. Потерпевший на Алтае борт передан заказчику в декабре 2007 года. Отказов техники и комплектующих с тех пор не зарегистрировано, крупных регламентов не делалось. По некоторым данным, налет составляет около 260 часов. Первый крупный регламент должен был быть проведен после 300 часов. Этот факт еще раз говорит в пользу человеческого фактора, и мою точку зрения разделяют коллеги, специализирующиеся на авиационной отрасли.

По мнению Олега Пантелеева, главного редактора отраслевого агентства "АвиаПорт", основной вопрос, конечно, в системном подходе к обеспечению безопасности полетов. "Показательно, что вертолет искали три (!) дня, несмотря на то что он был оборудован различными системами, которые, в принципе, должны были гарантировать его своевременное обнаружение, - говорит мой коллега. - Сложись обстоятельства иначе, и в мороз 30 градусов люди могли умереть от холода. Другой момент - VIP-туризм в нашей стране несет большую опасность именно из-за того, что летчики готовы идти на нарушения, подчиняясь требованиям пассажиров. И, к сожалению, у нас еще нет прецедентов, чтобы VIP-персоны несли ответственность за то, что они оказывали давление на пилотов. Ну разве что катастрофы, когда люди "сами себя наказывали".

Наш источник, близкий к следствию по делу о крушении вертолета в горах Алтая, склонен полагать, что авария стала результатом нарушения правил пилотирования. И не без вмешательства в полет высокопоставленных пассажиров. "Осмотр останков судна дает основание полагать, что находившийся за штурвалом человек превысил скорость на низкой высоте, - сообщил наш источник. - Более того, не исключено, что на месте второго пилота сидел пассажир. Именно это спасло жизнь второму летчику".

Что называется, приехали. Можно предположить, что произошло на борту судна. Пассажиры (или пассажир), которые воспользовались своим правом получить удовольствие от поездки, решили "порулить". Пилотам как лицам подневольным отказать в прихоти начальству оказалось сложно. Практически невозможно. Цена пожелания оказалась очень высока - жизнь нескольких человек. Не исключено, что в скорбном списке и тот, кто эту прихоть проявил.

Подобных фактов можно вспомнить в истории авиации немало. Кстати, выживший в катастрофе Анатолий Банных уже фигурировал в авиационном ЧП несколько лет назад - вертолет Robinson R44 с ним на борту уже терпел крушение. Подробности остались за кадром. Несколько лет назад воздушное судно Бердского вертолетного полка потерпело аварию в горах Алтая в тот момент, когда доставляло туда сноубордистов. За погибших и пострадавших ответил командир полка. Найдут ли крайнего сейчас? Ответить на этот вопрос пока сложно, но предположить можно. Вероятнее всего, официально дело закончится массовыми проверками, и не только флота "Газпромавиа". Распространенная практика авиационных властей - проведение внеплановой проверки после каждого серьезного авиапроисшествия. Если будут обнаружены какие-то проблемы, отклонения от требований руководящих документов, компании будет предписано их устранить, а конкретные виновники будут наказаны кулуарно, без особой огласки. Более серьезные последствия можно ожидать в плоскости политической - как бы это странно не звучало. И самым главным пострадавшим будет в этой ситуации инициатор поездки. Ведь московским гостям поездка на охоту обещалась и была организована не просто так, а ради неких политических дивидендов. После такого страшного финала, думаю, о них можно просто забыть....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт - Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка