Коммерсантъ - Власть
19 января 2009, 15:54
За баранов можно и не отвечать
Катастрофа вертолета Ми-171 на Алтае могла произойти из-за того, что его VIP-пассажиры решили заняться браконьерством прямо с воздуха
Вертолет авиакомпании "Газпромавиа" разбился 9 января в ущелье Уландрык в Республике Алтай. Из 11 находившихся на борту человек погибли семь, в том числе полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин, заместитель начальника департамента управления президента РФ по внутренней политике Сергей Ливишин и глава республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктор Каймин.
Официально назывались разные версии катастрофы: некачественный керосин, отказ техники, неблагоприятные погодные условия. Во вторник ряд СМИ сообщили, что трагедия произошла из-за того, что пассажиры решили поохотиться прямо с борта вертолета. Якобы по их просьбе командир Ми-171 снизился до минимально возможной высоты, в какой-то момент вертолет развернуло, он зацепил хвостовым винтом склон горы и рухнул на землю (к этой версии теперь склоняется и следствие, однако без упоминания об охоте). В этот же день барнаульский издательский дом "Алтапресс" опубликовал на своем сайте фотографию, на которой на фоне разбившегося вертолета лежит убитый горный баран. В российском отделении Всемирного фонда дикой природы (WWF) в нем опознали занесенного в Красную книгу РФ архара (аргали). Экологи направили письмо в Генпрокуратуру, в котором, сославшись на ст. 258 Уголовного кодекса (максимальное наказание за охоту на редких животных - до двух лет лишения свободы), потребовали провести тщательное расследование и "наказать виновных в организации браконьерской охоты".
Правда, наказания виновных защитники природы рискуют и не дождаться. И даже не потому, что дело, как это нередко бывает в подобных случаях, могут замять, а потому что природоохранное законодательство России защищает не только редких животных, но - в ряде случаев - и тех, кого в WWF сочли браконьерами. Закон "О животном мире" действительно запрещает не просто охоту, а любые "действия, которые могут привести к гибели" животных из Красной книги (она является официальным документом). Но в законе также содержится расплывчатая формулировка о том, что в "исключительных случаях" допускается оборотоспособность животных, занесенных в Красную книгу, "по разрешению, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды в порядке, предусмотренном правительством РФ". Поясним, что оборотоспособность - юридический термин, означающий возможность перехода прав на объект от одного лица к другому (по умолчанию все животные из Красной книги находятся в исключительном ведении государства).
Ясность вносит постановление правительства РФ от 6 января 1997 года N13 "Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ". Оно допускает "добывание" (отлов, отстрел и т. п.- "Власть") животных из Красной книги "в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях". Соответствующую лицензию выдает Росприроднадзор. Порядок выдачи довольно сложный, однако при наличии воли и достаточного административного ресурса (дефицит которого VIP-охотники вряд ли испытывали) ее получение не должно составлять проблем.
О том, что пассажиры Ми-171 имели лицензии на охоту, в среду сообщил алтайский губернатор Александр Бердников, не уточнив правда, на каких именно животных. В WWF утверждают, что лицензия Росприроднадзором была выдана на горных козлов (сибирских козерогов), а не на архаров. Однако официального подтверждения этому нет. Поэтому даже если по требованию экологов прокуратура и проведет проверку, то вполне может выясниться, что Александр Косопкин с коллегами охотились на архаров абсолютно легально. Например, для "охраны здоровья населения" или просто в "иных целях"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Власть». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции