АвиаПорт.Ru
21 января 2009, 17:23
Второе пришествие в Индонезию
Третий истребитель Су-30МК2 был доставлен в Индонезию 19 января 2009 г. Это уже второй случай поставки российских боевых самолетов ВВС Индонезии. Впервые индонезийцы получили российские истребители полвека назад
Контракт на поставку Индонезии шести самолетов семейства Су-27 - трех Су-30МК2 и трех Су-27СКМ был подписан 23 июля 2007 г. Первые два самолета Су-30МК2 КнААПО доставило в Индонезию 26 декабря 2008 г. Их испытательные полеты состоялись 6 января 2009 г. на авиабазе "Хасануддин" на острове Сулавеси. Выполняли полеты российские пилоты. Поставка Су-27СКМ намечена на 2009-2010 гг. Вместе с четырьмя ранее закупленными российскими истребителями (два Су-27СК и два Су-30МК были закуплены Индонезией в 2003 г.) они должны сформировать эскадрилью, размещенную в городе Макасаре. Индонезия подготовила всю необходимую инфраструктуру для размещения российских истребителей. По заявлению командующего ВВС маршала авиации Субандрио, имеется отдельный ангар, подготовлены пилоты и техники для обслуживания самолетов. Официальная церемония передачи российских самолетов ВВС Индонезии должна состояться до конца января в Макасаре.
Это уже второй случай поставки российских боевых самолетов ВВС Индонезии. Впервые индонезийцы получили российские истребители полвека назад.
Начиная с 1610 г. территория Индонезии находилась в сфере интересов нидерландской Ост-Индской компании, а в 1816 г. была преобразована в колонию, которая именовалась Нидерландской Ост-Индией. Перед началом второй мировой войны острова защищали самолеты голландских ВВС. В марте 1942 г. все они достались японцам. В свою очередь через три года японцы вынуждены были бросить в Индонезии немало авиационной техники: истребители Ki.51, Ki.43, Mitsubishi A6M, бомбардировщики Aichi D3A и Mitsubishi G4M.
После освобождения от японцев Индонезия автоматически попала в ведение британского командования Юго-Восточной Азии. Но всего через два дня лидер националистов Ахмед Сукарно заявил о готовности продолжать борьбу за полную независимость страны. Были сформированы Народные силы безопасности (Badan Keamanan Rakyat), в составе которых был и авиационный дивизион, вооружение которого составляли брошенные японские самолеты. Самыми многочисленными оказались тренировочные самолеты Kawanishi K5Y1 Willow, которые использовали в основном для подготовки новых пилотов. Возглавил эти небольшие ВВС полковник А.Адисутьоипути, ранее летавший в составе голландских ВВС. Новые опознавательные знаки сделали очень просто: закрасили нижнюю часть красного японского круга белой краской.
9 апреля 1946 г. было организовано Воздушное командование Народных оборонительных сил. На тот момент удалось найти и довести до летного состояния почти полсотни японских самолетов. К тому моменту республиканцы контролировали большую часть Суматры и Явы. Столицей этого "государства" была Джакарта. Однако уже в начале 1947 г. между голландцами и индонезийцами возникли территориальные трения. Республиканское правительство начало срочные закупки вооружения. Большинство самолетов (С-47, Avro Anson, Catalina) в это время было получено из Австралии, которая симпатизировала республиканцам.
Но сделать каких-то кардинальных шагов республиканцы не успели. После многочисленных случаев нарушения перемирия голландский генерал-губернатор 20 июля провел "полицейскую акцию", нанеся бомбовый удар по Джакарте и уничтожив на столичном аэродроме 8 самолетов. Тем не менее, 3 самолета (два K5Y и Mitsubishi Ki-51) совершили 29 июля 1947 г. первый боевой вылет. В психологическом отношении это был большой успех новорожденных ВВС. 19 декабря, во время второй "полицейской акции" голландцы захватили индонезийского лидера и кабинет министров, но под давлением общественности их отпустили. Мало того, под угрозой потери американской помощи голландцам пришлось начать процесс предоставления стране полной независимости. В итоге 27 декабря 1949 г. была провозглашена Республика Индонезия.
Некоторые голландские авиационные части возвратились в метрополию, а некоторые оставили свою технику индонезийцам. Среди них были истребители North American P-51 Mustang, бомбардировщики North American B-25 Mitchell и Douglas A-26 Invader, транспортные самолеты Douglas C-47 Dakota и летающие лодки Consolidated PBY-5A Catalina. Именно они и составили основу ВВС Индонезии в последующее десятилетие.
В это же время появился и новый опознавательный знак - красно-белый пятиугольник.
Индонезия стала второй страной Юго-восточной Азии после Таиланда, в которой появились национальные ВВС. Вначале они состояли всего из двух эскадрилий. 1-я была вооружена истребителями P-51 и бомбардировщиками B-25, 2-я - транспортными самолетами C-47. При этом практически сразу же, все транспортные самолеты стали летать под вывеской авиакомпании Indonesian Airways. А 1-й эскадрильи не раз приходилось участвовать в подавлении различных восстаний.
В 1955 г. в Индонезию прибыла большая группа индийских военных во главе с групп-капитаном Наярананом. Они провели первую реорганизацию ВВС Индонезии. В конце года были куплены английские реактивные истребители Vampire, в Великобританию отправили учиться двух летчиков и трех механиков. Однако западные страны не стали продавать новому государству оружие, опасаясь левых взглядов Сукарно. Этим они подтолкнули индонезийцев к сближению с социалистическими странами.
В начале 1957 г. американские разведывательные самолеты обнаружили строительство большого военного аэродрома в Натуна Бесар (север Борнео). По полученным данным этот аэродром предполагалось использовать для базирования советской авиации.
С целью ликвидации советского присутствия в Индонезии американцы (из штаб-квартиры в Сингарпуре) стали поддерживать повстанцев, которых было вполне достаточно. Наиболее успешной была операция на Суматре. 15 февраля 1958 г. ряд лидеров провозгласил о создании независимого от Джакарты государства. Имелись здесь и небольшие ВВС: около 50 самолетов различных типов (15 В-26, С-54, С-47, С-46 и даже, по некоторым сообщениям, В-29), которые со складов американских ВВС перегнали на аэродром Манадо. Пилотировали их пилоты из США, Тайваня и Филиппин, заключившие контракты с ЦРУ. В апреле 1958 г. индонезийские ВВС нанесли удар по этой базе, вынудив мятежников перебраться на Целебесы. А 18 мая во время рейда на Амбон капитан Ignatius Dewanto на истребителе P-51 сбил самолет мятежников А-26, причем летчик, американец Allen Lawrence Pope, попал в плен. Уже на следующий день летчика предъявили журналистам как зримое доказательство причастности ЦРУ. Этот факт послужил Сукарно мощным рычагом давления. Как на СССР - больше оружия, так и на США - руки прочь от Индонезии.
В итоге же в 1958 г. Сукарно заключил контракт на поставку 60 советских истребителей МиГ-17 и учебно-тренировочных истребителей МиГ-15УТИ, 30-40 бомбардировщиков Ил-28 и нескольких транспортных самолетов Ил-14. Кроме Ил-28, все эти машины были построены в Чехословакии. Тогда же восемь летчиков отправились в Египет, где начали обучение полетам на реактивных самолетах под руководством чехословацких инструкторов.
В начале 60-х СССР оказал мощную поддержку, продав Индонезии большое количество современного вооружения, в том числе самолетов. Когда американцы угрожали прямым вторжением некоторые части Советской Армии, ВМФ и ВВС базировались в Индонезии.
Самым известным индонезийским летчиком-истребителем в эти годы был Rusmin Nurjadin. В 1962-65 гг. командовал эскадрильями истребителей МиГ-17, в 1962 г. создал пилотажную группу, которая летала на истребителях МиГ-17Ф, а с 1966 по 1969 г. был главнокомандующим ВВС Индонезии.
В 1961 г. Индонезия начала получать бомбардировщики Ту-16КС, вооруженные противокорабельными крылатыми ракетами КС-1. Всего до конца 1962 г. было поставлено 25 бомбардировщиков. Из зарубежных стран кроме Индонезии только Египет имел на вооружении Ту-16КС. Из СССР также поставлялись истребители МиГ-19С и МиГ-21Ф-13, транспортные самолеты Ан-12, вертолеты Ми-4 и Ми-6. Китай передал в эту страну несколько истребителей Ла-11 и бомбардировщиков Ту-2. Эти самолеты должны были заменить бомбардировщики В-25, но они так никогда и не вступили в строй. В эти годы ВВС Индонезии были самыми мощными воздушными силами в регионе.
Это дало возможность президенту Сукарно начать присоединение Западного Ириана. ВВС Индонезии к этому времени уже были гораздо более мощными, чем голландцы и имели более современное вооружение. Это подтвердили полеты разведчиков U-2 35-й эскадрильи ("Черный кот") ВВС США, базировавшейся на Тайване. И американцы посоветовали Голландии не ввязываться в войну.
Однако непосильные военные расходы к середине 1965 г. привели страну к политическому кризису. Обострению ситуации особенно способствовала неудачная кампания "сокрушения Малайзии". Этим воспользовался командующий стратегическим резервом армии генерал-майор Сухарто (Suharto). Во всем обвинили коммунистов, а 27 марта 1968 г. Сухарто стал президентом Индонезии. Связи со странами социалистического лагеря сошли на нет, соответственно прекратились и поставки запасных частей к авиационной технике советского производства. К августу 1968 г. ситуация стала критической и в 1970 г. главком ВВС Индонезии Suwoto Sukandar заявил, что только 15-20% всего парка ВВС способны подняться в воздух. В итоге индонезийские МиГи летали в последний раз на параде в Джакарте в 1970 г. Относительно новые МиГ-19 продали Пакистану. К октябрю 1970 г. только один Ту-16 мог подняться в небо, но вскоре у него в полете остановился двигатель и этот самолет тоже оказался прикованным к земле. Медленно, но верно ВВС Индонезии превращались из самых могущественных в регионе сил в самые небоеспособные. В декабре 1975 г. высадку войск на Тиморе прикрывали все те же старенькие P-51, "МиГи" не могли подняться в небо.
Чтобы хоть как-то подержать боеспособность ВВС для замены истребителей МиГ-21 Индонезия получила из Австралии 6 истребителей CAC Sabre (несколько переделанный американский истребитель F-86 времен войны в Корее). Эти машины эксплуатировались до 1982 г. В тот же период Индонезия приобрела у Великобритании несколько реактивных УТС BAe Hawk Mk 53.
В начале 1980-х годов, острая потребность в ударных самолетах вынудила Индонезию "тайком" купить 32 штурмовика A-4 Skyhawk, списанных из ВВС Израиля. А в 1982 г. в США были приобретены 16 легких истребителей Northrop F-5E/F Tiger II для замены истребителей Sabre. Эти машины прошли модернизацию в Бельгии в 1995 г.
После авиационной выставки в Индонезии, прошедшей в 1986 г. американская компания General Dynamics и французская Dassault вступили в ожесточенное соревнование на право поставки в Индонезию новых истребителей-бомбардировщиков. На эту роль претендовали F-16 и Mirage 2000. Состязание выиграли американцы. Первоначально ВВС Индонезии планировали купить 60 истребителей F-16A, но в итоге приобрели только 12 F-16A/B Fighting Falcon Block 15 OCU, которые поступили на вооружение в 1989 г. Следующий контракт, предусматривавший поставку еще 9 истребителей F-16A, был аннулирован в пользу российских самолетов Су-30КИ. Тогда Индонезия намеревалась купить 24 такие машины. Но этому помешал экономический кризис.
В 1999 г. после очередного кровопролития в Восточном Тиморе США и ряд стран Европы объявили эмбарго на поставку оружия Индонезии. А в июле 2003 г. в районе острова Bawean к востоку от побережья острова Ява в воздушное пространство Индонезии вторглось 5 истребителей F/A-18 ВМС США. ВВС Индонезии на этот раз удалось поднять в воздух пару F-16 для их перехвата, инцидент закончился мирно. Все это заставило Индонезию вновь повернуться лицом к России в части поставки вооружения. К тому же ВВС Индонезии охватил очередной кризис. Отсутствие запчастей для американских самолетов привело к тому, что уровень боеготовности самолетов F-16 и А-4 стал практически нулевым. Эти машины составляли тогда 80% парка боевой авиации. В результате в 2003 г. ВВС Индонезии получили из России два истребителя Су-27 и два самолета Су-30, частично оплатив их поставку пальмовым маслом. Правда, куплены эти машины были без вооружения. Одновременно удалось приобрести семь корейских УТС KT-1b.
В 2006 г. ВВС Индонезии сделали заказ еще на три истребителя Су-27СКМ и три самолета Су-30МК2. Одновременно было публично объявлено, что два Су-27 и два Су-30, поставленные в 2003 г. должны пройти модернизацию, поскольку они несовместимы с индонезийскими системами. Тогда же ВВС Индонезии сделали заказ на поставку еще 12 корейских УТС KT-1b.
В дальнейшем ВВС Индонезии, если позволит бюджет, намерены были приобрести 6 новых истребителей F-16C/D, модернизировать имеющийся парк самолетов С-130 до стандарта C-130J, купить несколько УТС и самолетов для борьбы с партизанами. Рассматривалась также возможность покупки двух эскадрилий "бывших в употреблении" истребителей Mirage 2000-5 с ракетами Matra Magic II и MBDA MICA. В то же время Франция пытается пропихнуть на индонезийский рынок истребитель Rafale, ссылаясь на то, что истребители Mirage 2000 уже сняты с производства.
ВВС Индонезии присматриваются также и к китайским истребителям Chengdu J10 Vigorous Dragon и JF-17 Thunder, к шведскому SAAB JAS-39 Gripen в качестве замены истребителям F-5E/F.
В марте 2008 г. ВВС Индонезии заказали 16 бразильских легких штурмовиков Embraer EMB-314 Super Tucano для замены самолетов OV-10F Bronco.
Что касается авиационного вооружения, то на сегодняшний день ВВС Индонезии имеют в арсенале 4 типа управляемых ракет: КС-1 "Комета" (оставшиеся от бомбардировщиков Ту-16КС), К-13 (от самолетов МиГ-21), AIM-9 Sidewinder и AGM-65 Maverick. Существуют планы закупки нового вооружения, ракет Р-27, Р-73, Р-77, Х-29 и Х-31, управляемых бомб. Пока же индонезийские Су-30 вооружаются американскими бомбами Mk.82, которые выпускаются в Индонезии по лицензии. Существует у индонезийских военных интерес и к ракете КC-172.
На сегодняшний день парк ВВС Индонезии насчитывает 246 самолетов, из которых по оценкам экспертов боеспособны около 44%. Численность личного состава около 28 тыс. человек.
В качестве УТС основной подготовки в ВВС Индонезии числится 40 самолетов AS/SA 202-18A Bravo и 15 самолетов Aermacchi SF-260M/W (19 таких машин подарил Индонезии Сингапур) итальянского производства, 7 южно-корейских УТС KAI KT-1B Ungbi (еще 12 заказано) и 14 американских самолетов Т-34С. Все это самолеты с поршневыми двигателями. Для основной подготовки используются также 18 реактивных УТС BAe Hawk 53, правда исправны только два самолета. Для повышенного уровня подготовки применяются 8 УТС BAe Hawk 109 и 4 учебно-тренировочных штурмовика Skyhawk: 2 TA-4H и 2 TA-4J.
Боевая авиация насчитывает 114 самолетов, из которых боеспособны только 51. В это число входят 32 легких штурмовика BAe Hawk 209, 6 одноместных истребителя F-16A Block-15 OCU, 4 двухместных учебно-боевых истребителя F-16B Block-15 и 14 истребителей F-5E Tiger II (два самолета потеряны в катастрофах). 33 штурмовика А-4Е и А-4Н выведены в резерв. Самыми новыми боевыми машинами являются 2 истребителя Су-27СК, 2 Су-30МК и 3 Су-30МК2, последний (или "крайний", как принято говорить в авиации) из которых поступил Индонезию 19 января. В 2009-2010 гг. Индонезия должна также получить три истребителя Су-27СКМ.
В качестве самолетов-заправщиков используются два Lockheed KC-130B Hercules.
В качестве VIP-самолета используется Boeing 737 2Q8, который сменил в этой роли устаревший Boeing 707-3M1C. Для патрулирования морских границ применяются три самолета 737 2x9 Surveiller. В 2007 г. были заказаны 3 патрульных самолета CASA CN-235 MPA.
Военно-транспортная авиация включает 3 самолета de Havilland Canada DHC-5D Buffalo, 7 самолетов Fokker F27-400M Friendship, 6 CASA CN-235 110/220M, 5 Fokker F-28 Mk 1000, 28 CASA NC-212-100 (в ближайшем будущем их планируется модернизировать до варианта NC-212-200), 8 Lockheed C-130B/H и три долгожителя Douglas C-47, которые все же планируется списать в ближайшее время.
Вертолетный парк ВВС включает около 60 машин. Одиннадцать легких многоцелевых вертолетов Eurocopter EC 120В (они заменили 12 устаревших вертолетов Bell 47G-3B) и несколько вертолетов Bell 204B куплены за рубежом. Одиннадцать средних транспортных вертолетов Aerospatiale NAS 330J Puma 9 вертолетов NAS-332 Super Puma, 4 вертолета NBell 412S, 4 вертолета NBell 412HP и 7 поисково-спасательных NBO-105CB собраны в Индонезии компанией Indonesian Aerospace (ранее IPTN). Вертолеты Sikorsky S-58Т списаны по причине выработки ресурса и отсутствия запчастей.
По оценке экспертов, рынок вооружений Индонезии весьма перспективный. Военный бюджет страны на сегодня достигает $3,2 млрд. Однако, как считает министр обороны Индонезии, для надежной защиты архипелага стране необходимо тратить на оборону до $10 млрд.
Вполне вероятно ВВС Индонезии может заинтересовать и самый молодой член семейства Су-27 - истребитель Су-35, модель которого "Сухой" продемонстрировал в ноябре прошлого года на очередной выставке Indo Defence - 2008 в Джакарте. Но поставки этого самолета заказчикам начнутся не ранее 2011 г. Свою роль в продвижении российской продукции на индонезийский рынок сыграл и кредит в $1 млрд, который Москва выделила Джакарте, ограничив ее одним условием: покупать вооружения только в России. В частности, в ходе выставки корпорация "Иркут" провела переговоры о совместной реализации индонезийской программы разработки беспилотных летательных аппаратов (БЛА). В первую очередь речь о БЛА "Иркут-10", предназначенном для теле- и фотосъемки с передачей данных в режиме реального времени. Такой аппарат мог бы участвовать в решении задач охраны границ и безопасности судоходства, борьбы против наркотрафика и терроризма, мониторинга состояния окружающей среды. Вполне вероятна и реализация идеи воздушного пуска космических аппаратов с самолета Ан-124, который мог бы взлетать с аэродрома острова Биак....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции