О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" и "Шереметьево" я больше не выберу

Хочу поделиться печальным опытом международного перелета с транзитом в Москве

Хочу поделиться печальным опытом международного перелета с транзитом в Москве. 21 декабря 2008 года я возвращался из Сеула в Варшаву с пересадкой в Москве.

Рейс из Сеула в Москву SU 600, выполняемый "Аэрофлотом", и SU 0481 из Москвы в Варшаву. Времени на транзит 1 час 20 (по расписанию).

При посадке в Москве объявили, что из-за загруженности "Шереметьево-2" самолет будет обслужен в "Шереметьево-1" (ни слова про транзит).

На вопросы пассажиров о транзите стюардессы рекомендовали обращаться к наземным службам.

В Ш-1 сотрудники аэропорта пытались оперативно переоформить пассажиров и занимались каждым индивидуально. Меня перерегистрировали на рейс в Варшаву часом позже, но при попытке пройти паспортный контроль для транзитных пассажиров оказалось, что граждане России не могут воспользоваться транзитом в Ш-1.

Дежурная службы транзита Ш-1 настойчиво пыталась добиться исключения в моем случае в виду очень малого времени до вылета (моя огромная ей признательность), но безрезультатно.

Мой багаж был снят, и меня попросили пройти паспортный контроль для выхода на территорию России и получить багаж.

На вопрос о предоставлении транспорта до Ш-2 сотрудник аэропорта Ш-1 сказал, что транспорт в таких случаях предоставляют только иностранцам, а россиянам не положено. Мне сказали, что есть рейсовые автобусы между Ш-1 и Ш-2, которыми я могу воспользоваться.

Фактически меня выставили на улицу около Ш-1 вместе с моим багажом и советом обратиться в отдел продаж.

Чтобы успеть к вылету, мне пришлось воспользоваться частным такси, водитель которого за 1000 рублей согласился довезти меня до Ш-2.

Прямой путь между аэропортами был закрыт, и пришлось ехать окружной дорогой (вокруг отеля Novotel), где образовалась огромная пробка из-за машин, хаотично припаркованных на подъезде к Ш-2.

Через 30 мин. я добрался до входа в зал вылета Ш-2. Добежав до стойки регистрации на свой рейс, я узнал, что моя регистрация, сделанная в Ш-1, аннулирована, т. к. никто не верил, что я могу успеть вовремя.

При повторной регистрации меня попросили оплатить "перевес" багажа (27кг вместо 20).

На мой отказ (попытался объяснить, что я - транзитный пассажир, и это вина аэропорта и перевозчика, что багаж вновь оказался у меня в руках) меня адресовали к дежурной по смене (или как-то так), которая находится в отдельном кабинете, в правом крыле Ш-2 в конце стоек регистрации. Позвать ее отказались.

Дежурная (не помню ее имени, но это легко узнать по времени дежурства), выслушав мою историю, сказала, что раз я пришел с багажом на вылет, то обязан оплатить перевес. Наличие багажных квитанций на транзитный рейс, с которого я был снят час назад ни о чем ей не говорили.

По ее словам, она не могла "нарушать правила" и позволить мне не оплачивать багаж вторично. За таким решением, по ее словам, я должен был идти к начальнику, который сидит в противоположном, левом, крыле Ш-2.

Времени до окончания регистрации оставалось совсем мало, и я оплатил перевес (50 eвро + 130 руб).

После регистрации я попал в медленную очередь на паспортный контроль (20 мин) и последующий досмотр (10 мин). Добираться до выхода на посадку мне пришлось бегом, общий автобус наземной службы уже уехал. Для меня вызвали какую-то "газель", что подвезла меня к самолету, находящемуся напротив терминала Ш-1!

Напоминаю, что изначально я просто пассажир рейса Сеул - Варшава с транзитом в Москве.

Считаю, что такое обслуживание пассажиров категорически неприемлемо.

Каждый сотрудник, с которым я столкнулся, делал все "по правилам", поэтому виноватыми я считаю управляющего аэропортом Ш-2 и компанию "Аэрофлот", отвечающих за организацию их работы и создающих такие правила и инструкции. Хочу узнать их мнение на описанный инцидент.

P.S. Работая в крупной международной компании, мне приходится много летать в командировки. При перелетах между Европой и Азией я всегда выбирал российский "Аэрофлот" и транзит через Москву. И не потому, что у "Аэрофлота" самые дешевые билеты (компания оплачивает мне любые), а потому что это российские авиалинии.

Мне было приятно поддерживать своих, мирясь с недостатками комфорта и убогим сервисом.

Однако себя тоже уважать надо, и больше я такой ошибки не совершу, как и другим не посоветую.

Аэропорт "Шереметьево" пообещал "Газете.Ru" прокомментировать ситуацию, однако на момент публикации комментарий предоставлен не был.

Комментарий заместителя генерального директора, директора департамента общественных связей компании "Аэрофлот" Льва Кошлякова:

"В связи с обращением пассажира Антона Комлева, летевшего рейсами Сеул - Москва SU600 и SU0481 Москва - Варшава, руководство компании совместно с аэропортом "Шереметьево" провело разбор этого инцидента. Мы понимаем, что в силу ряда объективных факторов, а также частично по вине персонала, возникла нестандартная ситуация, причинившая пассажиру значительные неудобства.

Мы многое делаем для улучшения системы транзита, осложненной как существующими жесткими правилами, так и разнесенностью терминалов 1 и 2 аэропорта "Шереметьево". Полностью такие ситуации будут исключены после введения в строй в 2009 году терминала "Аэрофлота" "Шереметьево-3", однако и сейчас в рамках имеющихся возможностей мы предпринимаем меры, исключающие возникновение подобных случаев.

Исходной точкой этого инцидента было неверное предположение на основе данных бронирования, что у гражданина А. Комлева имелся еще и польский паспорт - в паспортных данных пассажира в поле "страна, выдавшая паспорт" стояла закодированная ремарка "паспорт Польши".

К сожалению, граждане РФ и представители других государств по-разному проходят транзит: граждане РФ при транзите должны в обязательном порядке пройти паспортный контроль и "выйти в город". Это требование пограничных служб основано на законе РФ о правилах въезда/выезда граждан РФ. Как это ни странно, ситуация была бы иной, если бы был предъявлен польский паспорт, указанный в бронировании клиента.

Иностранные граждане обеспечиваются внутренним транзитом, не пересекая границу РФ. Российские пассажиры могут воспользоваться услугами бесплатного транспорта до Ш-2 (расписание у зала прилета в Ш-1). Поскольку А. Комлев опаздывал на рейс, этот вариант не подошел.

При регистрации на рейс багаж всегда подлежит взвешиванию и спецконтролю, а сверхнормативный оплачивается согласно расценкам. Если при регистрации в Сеуле багаж весом 27 кг был принят без доплаты - это было нарушением правил перевозок, из чего не следует обязательность его повторения в другом пункте. Если же сверхнормативный багаж был оплачен (хотя никаких квитанций пока не предъявлялось), компания готова возместить двойную оплату на основе предъявленных документов.

"Аэрофлот" приносит извинения за причиненные неудобства".

Комментарий генерального директора ЮА "Персона Грата" Георгия Мохова:

"Это обычный отечественный бардак. Общеизвестно, аэропортовое обслуживание у нас отвратительное, все, начиная от паспортного контроля и выдачи багажа и заканчивая парковкой просто оскорбительно для человека, привыкшего к европейскому, американскому и уж тем более азиатскому авиасервису, где все сделано для обеспечения комфорта пассажира.

Между тем, в данной ситуации вина лежит на авиакомпании. Она обязана обеспечить транзитное обслуживание пассажира, в рамах одного договора перевозки, без дополнительных расходов с его стороны. Если пассажир понес убытки в связи с некачественной работой аэропортовых служб, то он имеет право потребовать возмещения убытков, в том числе и компенсацию за моральный вред, непосредственно от авиаперевозчика, чей авиабилет он приобрел (согласно ст. 786 ГК РФ "Договор перевозки пассажиров", ст. 793 ГК РФ "Ответственность за нарушение обязательств по перевозке").

Но никто этим правом не пользуется, в связи с незначительностью суммы и длительностью процедуры. Авиакомпании и аэропорты об этом прекрасно знают, а рядовые сотрудники работают в рамках инструкций и правил, установленных с обычной отечественной бездушностью и пренебрежением к человеческому достоинству".

Комментарий председателя Клуба защиты прав туриста Дмитрия Давыденко:

"Ответственность за доставку пассажира полностью несет авиакомпания. Даже если бы самолет посадили из-за погодных условий в Нижнем Новгороде, а не в "Шереметьево-1", авиакомпания все равно была бы обязана доставить пассажира до конечного пункта назначения, в данном случае до Варшавы, независимо ни от чего. И пассажира не должно ничего волновать в этой ситуации, в том числе проблемы с багажом или поиском такси.

В Москве транзитный пассажир должен был в одну дверь выйти, в другую - войти. Россияне и иностранные граждане пользуются абсолютно одинаковыми правами на территории России, если только речь не идет об избирательном праве. Налицо явный непрофессионализм сотрудников АК "Аэрофлот". Работники аэропорта "Шереметьево" здесь абсолютно ни при чем, у них свои правила, связанные с границей.

Сейчас пассажир может получить компенсацию за все понесенные расходы, согласно закону о защите прав потребителей и "Правилам перевозки авиапассажиров, багажа и грузов авиационным транспортом"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка