Военно-промышленный курьер
28 января 2009, 11:42
Предполетная подготовка
Российский истребитель пятого поколения обязательно поднимется в воздух в наступившем году - это еще раз подтвердил вице-премьер С.Иванов
Заявление Сергея Иванова можно считать еще одним подтверждением того, что работы по ПАК ФА действительно идут в соответствии с графиком и пока не встречают серьезных затруднений. Напомним, что в конце декабря главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин заявил журналистам, что к 12 августа 2009 г. будет готов первый летный образец самолета пятого поколения, а всего Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Гагарина (КнААПО) должно изготовить до конца года три образца ПАК ФА.
Создание истребителя пятого поколения в России очень затянулось. В США уже фактически отработаны два образца самолетов нового поколения - F-22 и F-35. А в нашей стране первая попытка создания перспективного авиационного комплекса, начатая еще в 80-х годах, окончилась провалом, причиной чего стал системный кризис 90-х. Новая программа создания ПАК ФА стартовала в 2001 г., в 2002 г. был определен победитель в конкурсе на разработку нового самолета - АХК "Сухой".
В этом году в небо поднимется ПАК ФА первого этапа, имеющий "переходные" двигатели 117С (глубоко модернизированный вариант АЛ-31Ф) и РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой. Основные элементы самолета, такие как силовая установка и значительная часть БРЭО, уже отрабатываются на наиболее продвинутом члене семейства Су-27 - истребителе поколения "4++" Су-35. Фактически важнейшим отличием ПАК ФА первого этапа от Су-35 должен стать полностью новый планер, выполненный по технологии снижения радиолокационной заметности. Затем, по мере готовности двигателя пятого поколения и новых элементов БРЭО, они будут устанавливаться на новую машину, в результате чего ПАК ФА к 2012 г. должен получить свое окончательное лицо.
Как еще раз подтвердил в Ахтубинске Сергей Иванов, ПАК ФА в своем окончательном виде будет обладать такими особенностями, как скрытность применения и малозаметность, возможность длительного сверхзвукового полета, глубоко интегрированный многофункциональный комплекс бортового оборудования новой архитектуры, многоканальность применения авиационных средств поражения и высокоэффективная автоматизированная система обороны.
По словам Сергея Иванова, уже в 2009 г. должны начаться наземные испытания ПАК ФА на базе ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском. Затем последуют заводские летно-конструкторские испытания, после которых ПАК ФА поступит на государственные совместные испытания (ГСИ), по результатам которых обычно принимается решение о постановке нового образца авиационной техники на вооружение ВВС. Этап ГСИ осуществляет ГЛИЦ, где проводятся испытания как самого самолета, так и его оборудования и вооружения, средств наземного обслуживания и обеспечения полетов. В своем составе ГЛИЦ имеет несколько полигонов для тестирования авиатехники в различных условиях: например, для отработки применения авиационных средств поражения в горных условиях существует испытательный центр в Нальчике. Именно готовности ГЛИЦ и всех его подразделений к тестированию ПАК ФА и было посвящено выездное заседание ВПК, проведенное 22 января. В связи с этим генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян отметил, что уже разрабатываются программа и методика испытаний ПАК ФА, в соответствии с которыми заметно возросли требования к оборудованию ГЛИЦ, его измерительной базе, средствам обработки результатов полетов.
В ходе заседания шла речь об оснащенности и состоянии оборудования трассово-измерительных, радиолокационных и других комплексов ГЛИЦ, аэродромов и инфраструктуры, их соответствии задачам и срокам испытания нового самолета. Сергей Иванов особо отметил, что для проведения полноценных летных испытаний ПАК ФА потребуется не только наземный, но и морской полигон, которого в России пока просто нет.
Естественно, что в советские времена подразделение ГЛИЦ, предназначенное для отработки авиационной техники и вооружения авиации ВМФ, существовало. Оно носило обозначение 3-е управление 929-го ГЛИЦ МО им. В.П. Чкалова и располагалось в Феодосии. Здесь проходили испытания самолеты, вертолеты, средства поиска и обнаружения подводных лодок, средства поражения кораблей и подводных лодок, средства спасения на море, авиационное оснащение. Однако после распада СССР управление осталось на территории "незалежной" Украины и стало называться ГАНИЦ ВС Украины. Здесь, правда, продолжались испытания некоторых российских летательных аппаратов, в частности в 2001 г. в районе Феодосии проводились пуски сверхзвуковых противокорабельных ракет Х-31А по морским целям с самолета Су-30КН.
Мириться с отсутствием морского отдела ГЛИЦ, однако, нельзя. В данном случае повторяется ситуация с учебно-тренировочным комплексом палубной авиации НИТКА, который был создан в Крыму и на котором до сих пор вынуждены тренироваться летчики 279-го корабельного истребительного авиационного полка. Испытания перспективного отечественного авиакомплекса, безусловно, должны проходить на территории России, и Черноморское побережье, акватория, прилегающая к Краснодарскому краю, является, пожалуй, лучшим местом для создания нового морского полигона ГЛИЦ.
Надо отметить, что попытка воссоздания 3-го управления ГЛИЦ на территории России была предпринята еще в 90-х годах. В СМИ появлялась информация, что работы по созданию морского испытательного центра планировалось начать в районе Геленджика. Однако, по всей видимости, из-за отсутствия должного финансирования они не вышли из стадии проектирования. Сегодняшние реалии требуют немедленного возобновления создания морского полигона на территории России.
Но отметим, что отработка поражения морских целей важная, но все-таки далеко не самая основная задача из стоящих перед создателями ПАК ФА для российских ВВС. Вместе с тем противокорабельные функции весьма востребованы зарубежными заказчиками "тяжелых" истребителей конструкции ОКБ Сухого. Следует напомнить, что параллельно с созданием ПАК ФА для ВВС РФ идет работа и над его экспортной версией, которая иногда обозначается как И-21Э. В этой связи немаловажным представляется и тот факт, что в ближайшее время ожидается подписание российско-индийского контракта на совместную разработку и производство истребителей пятого поколения. В соответствии с достигнутыми договоренностями индийская сторона будет разрабатывать двухместную версию истребителя пятого поколения.
Поэтому нельзя исключать, что столь большое внимание к созданию морского полигона в рамках ГЛИЦ продиктовано именно маркетинговыми наработками по продвижению И-21Э на внешние рынки. Надо отметить, что в современных условиях такой подход к созданию боевой авиатехники является общераспространенным. Достаточно вспомнить пример США, где помимо сверхсовременного тяжелого F-22, предназначенного для собственных ВВС и ближайших, самых надежных союзников, создан и легкий самолет F-35, имеющий более широкую экспортную ориентацию. В современных условиях Россия, к сожалению, не в состоянии профинансировать создание также и легкого фронтового истребителя, который заменил бы МиГ-29 - признанный "бестселлер" мирового рынка вооружений. Поэтому финансовые и интеллектуальные ресурсы сконцентрированы на разработке одного самолета, который должен быть востребован как ВВС РФ, так и партнерами России по военно-техническому сотрудничеству....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 23, 2024
"Аэрофлот" до конца июня внедрит оплату по биометрии
Май 24, 2024
Увидеть достопримечательности Ярославской области можно будет на вертолетной прогулке
Май 24, 2024
Почему в самолетах надо пристегиваться: объясняет авиаэксперт
Май 24, 2024
Молния ударила в самолет Анталья - Новосибирск - борт приземлился в Толмачево