Международный аэропорт "Алматы"
2 февраля 2009, 11:34
Вторая взлетно-посадочная полоса
Аэропорт построил новую полосу, технические характеристики которой в два раза превышают параметры первой ВПП
Существующая взлетно-посадочная полоса (ВПП) в аэропорту "Алматы" была построена в 1968 году. После интенсивной эксплуатации современными тяжелыми самолетами инструментальное и визуальное обследование еще в 1989 году выявили ряд значительных дефектов покрытия. В связи с этим были введены ограничения по интенсивности эксплуатации воздушных судов типа Ил-62 и Ил-86. Фактически к 1989 году взлетно-посадочная полоса выработала свой ресурс.
Несмотря на необходимость капитального ремонта, покрытие эксплуатировалось тяжелыми типами воздушных судов. В 1991 году принято постановление кабинета министров Казахской ССР от 3 декабря 1991 года №759 "О неотложных мерах по развитию Алма-Атинского аэропорта", которым предусматривалось строительство второй взлетно-посадочной полосы с последующей реконструкцией существующей, за счет средств Республиканского бюджета. В 1992 году были начаты подготовительные работы по строительству второй взлетно-посадочной полосы по проекту Московского института "Аэропроект" и его филиала "Казаэропроект". Однако в связи с развалом СССР и другими объективными причинами строительство было законсервировано. Существующая взлетно-посадочная полоса эксплуатировалась до конца 1997 года, когда остро встал вопрос о немедленной ее реконструкции. В 1998 году по проекту института "Мосаэропроект" была выполнена реконструкция полосы и светосигнального оборудования с доведением до II категории ИКАО. Реконструкция была выполнена в асфальтобетонном варианте в условиях действующего аэропорта. Кроме того, существующая взлетно-посадочная полоса была выполнена в односкатном варианте, что в условиях интенсивности осадков, в виде дождя, резко ухудшали условия регулярности полетов. Периодичность капитального ремонта нежестких (асфальтобетонных) покрытий составляет по нормативам от 5 до 7 лет, а срок эксплуатации существующей (первой) взлетно-посадочной полосы после реконструкции составлял уже более 9 лет, при её интенсивной эксплуатации тяжелыми типами воздушных судов, что привело к интенсивному разрушению асфальтобетонного покрытия. Как видно из приведенной информации вопрос возобновления строительства второй взлетно-посадочной полосы назрел и его нужно было решать немедленно. В связи с этим руководством аэропорта "Алматы" было принято решение о возобновлении строительства второй взлетно-посадочной полосы, с улучшением ее характеристик по несущей способности для эксплуатации тяжелых типов воздушных судов и доведением до III категории ИКАО в условиях ограниченной видимости по проекту института "Казаэропроект". Эта работа была выполнена за период 2006-2008г. Строительство осуществлялось за счет собственных средств АО "Международный аэропорт "Алматы" и привлеченных кредитных ресурсов. Общая стоимость строительства второй взлетно-посадочной полосы составила $87 млн., из них $50 млн. заемных средств и $37 млн. собственных. При строительстве были применены материалы и оборудование, отвечающие лучшим мировым стандартам. Установлено светосигнальное оборудование компании Siemens, метеооборудование и оборудование управления воздушным движением, позволяющее производить посадку воздушных судов в условиях ограниченной видимости не менее 200 м по горизонтали и 15 м по вертикали. Ситуация с ограниченной видимостью усугубляется близостью частного сектора, расположенного в районе аэродрома, где в осенне-зимний период жители используют разные виды топлива, продукты горения которых также оказывают негативное влияние на видимость.
При этом нужно учитывать, что экипаж должен иметь соответствующий минимум, а воздушное судно должно быть обеспечено соответствующим оборудованием для посадки в условиях III категории ИКАО.
Первая взлетно-посадочная полоса позволяла осуществлять посадку в условиях ограниченной видимости по огням высокой интенсивности не менее 350 метров по горизонтали и 35 м по вертикали. Из чего следует, что аэропорт построил новую полосу, технические характеристики которой в два раза превышают параметры первой ВПП.
Если сравнить показатели с 1 октября 2007 года по 26 января 2008 года, где наблюдалось 18 дней с усиленными туманами и были направлены на запасные аэродромы 49 регулярных пассажирских рейсов (из них 8 из-за отсутствия минимума у экипажа), с данными с 1 октября 2008 года по 26 января 2009 года, где наблюдалось 26 дней с усиленными туманами и отправлено на запасные аэродромы 57 регулярных пассажирских рейсов (из них 20 из-за отсутствия минимума у экипажа), видно, что ввод в эксплуатацию новой взлетно-посадочной полосы позволил в два раза сократить количество рейсов отправляемых на запасные аэродромы.
Количество отправляемых рейсов на запасные аэродромы составляет 0,1% от общего количества рейсов в год. Существует ряд комплексных работ по осуществлению безопасности полетов, в которых совместно принимают участие РГП "Казаэронавигация", осуществляя управление воздушными судами при полете и до посадки на землю, авиакомпания, эксплуатирующая воздушное судно, АО "Казаэросервис", обеспечивающая прогнозами погоды на предстоящий период и аэропорт, обеспечивающий прием и обслуживание воздушного судна. Аэропорт может не принимать самолеты только по причине низкого коэффициента сцепления, не обеспечивающего безопасной посадки воздушного судна, в условиях сильного снегопада, гололеда. Во всех случаях принятия решения взлета и посадки остается за командиром воздушного судна.
Аэропорт "Алматы" часто служит запасным аэродромом для аэропортов Ташкента, Бишкека, Урумчи, Астаны, Караганды и других. Например, в 2007 г. аэропорт "Алматы" в качестве запасного использовался 28 раз, а в 2008 г. уже 42 раза....
Авторские права на данный материал принадлежат «Международный аэропорт "Алматы"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
ИИ снизил показатели задержки организации потоков воздушного движения в 1,66 раза
Декабрь 23, 2025
Самолет "Победы" штатно приземлился в Шереметьево