АвиаПорт.Ru
7 февраля 2009, 15:53
"Как часто людей подводит спешка"
Качественная (это не значит запретительная) организация безопасности полетов только в выходные может позволить сократить аварийность вертолетов на треть
Если проанализировать итоги аварийности получается, что до трети всех аварий и катастроф вертолетов происходит именно в субботу и воскресение. Сосед - не авиатор, с которым мы по вечерам гуляем собак, на мое заключение отреагировал спокойно: "Ну и что, у нас каждый год ремонтируют дорогу вокруг дома исключительно по выходным. Почему? Потому что оплата за работу по выходным вдвое выше!". В сверхурочных и работе по выходным вертолетостроители не одиноки. "Любимое" время испытателей техники - выходные. Двигателестроители, например, проводят испытания исключительно в ночь с пятницы на субботу или с субботы на воскресение. Производство построено таким образом, что цеха собирают двигатели всю неделю. А когда проводить испытания, если в понедельник уже нужно успеть, доложить, рапортовать... Отсюда испытательные авралы в конце недели, месяца, года. Необходимость сдачи продукции вынуждает работать по выходным, в том числе затрачивая на оплату труда работников вдвое больше. Почему так происходит? Авралы и желание "прогнуться" остались с советских времен. Вспоминайте, как посмотришь в формуляр на дату изготовления - 30 или 31 декабря, прежде чем поднимать в небо, сто раз перепроверишь технику.
Пережитки советских времен не только в авралах, но и газетных штампах: "спас", "уводил"… К большому сожалению, они не приближают решение, а напротив, уводят от сути проблемы к черным ямам с безобразно торчащими из них обломками лопастей, которые еще несколько мгновений назад гордо назывались простым русским словом - "вертолет". Кстати, а как "увести" автомобиль на скорости 200 км/час, если произошло, например, разъединение тяги рулевого управления? Вертолет в отличие от автомобиля невозможно остановить в воздухе!
Что касается любимого в последнее время человеческого фактора, на мой взгляд, основная причина не "пилотский" человеческий фактор, а организация. При нормальной организации по маршруту и в зоне испытаний не должно быть коттеджных поселков и не нужно будет "уводить" летательный аппарат. Не летчики же распродают территорию вокруг аэродромов под застройку. Не летчики понастроили прямо по курсу взлета трехэтажные особняки с крышами, работающими, словно уголковые отражатели, обитатели которых от безделья стреляют по вертолетам и самолетам из всех видов оружия, слепят лазерными указками. Не летчики "изломали" глиссаду горбами и прогалами. Не летчики возвели внутри круга полетов вышки сотовой связи высотой по 100-150 м.
Зона испытаний должна быть совершенно свободной, оборудованной современной видеоаппаратурой, которая должна запечатлеть все мгновения, и самыми современными поисково-спасательными силами и средствами, способными не только в минимальное время придти на помощь, но и эффективно ее оказать. Ибо нет ничего дороже жизни, и никакой испытательный вертолет или двигатель не стоит того.
Несколько слов об организации поисково-спасательного обеспечения испытаний. "Аллигатор", "Акула", Ка-31, Ка-226, Ми-28 и другие наши "москвичи", как и прежде, проводят испытательные полеты в зоне на пересечении МКАД и Москва реки, развязка "Беседы". С тех пор много воды утекло, территорию рядом с МКАД застроили огромными супермаркетами и сервисными центрами, количество автомобилей увеличилось в десятки раз. Не дай бог, садиться на вынужденную, еще хуже - на воду. Несмотря на морские имена, плавать ни "Акула", ни "Аллигатор", и тем более "Ночной охотник" не умеют. А как вы себе представляете, должна продираться сквозь пробки наземная поисково-спасательная команда? По воздуху?!!
Много лет назад, когда летчик-испытатель камовской фирмы Георгий Шишкин сел на вынужденную, оказалось на ЛИК пошли на обед, а на поисково-спасательном вертолете были зачехлены лопасти (и это когда в воздухе опытный прототип). Беда всегда приходит в самое неподходящее время. В авиации можно расслабиться только тогда, когда все на земле! Испытания - это особое напряжение, особый настрой, особая собранность, особая ответственность. В выходные все это должно быть в несколько раз выше. Но человек не всесилен. Не зря придумали воскресение (чтобы приобрести новые силы, стать вновь бодрым). В выходные дни нужно отдыхать. Поэтому, если вероятность ошибки в выходной день больше на порядок, вина за происшедшее не на том, кто совершил, а на том, кто допустил ее совершить.
Чтобы добиться существенного сокращения числа вертолетных трагедий, необходимо выстроить нормальную систему организации безопасности полетов, в которой, кроме всего прочего, по курсу нет жилых поселков, нет авралов по субботам и воскресениям, соответствующее времени и задачам поисково-спасательная обеспечение, а главное - спешат медленно! Испытания слишком серьезное дело, чтобы торопиться. Мудрый русский язык богат на всякого рода присказки, в том числе обидные, но удивительно точные: спешка нужна при ловле... Вдумайтесь, качественная (это не значит запретительная) организация безопасности полетов только в выходные может позволить сократить аварийность вертолетов на треть!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Петербургский университет остался без двигателей к австрийским самолетам
Декабрь 23, 2025
Кризис на взлете