О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Как часто людей подводит спешка"

Качественная (это не значит запретительная) организация безопасности полетов только в выходные может позволить сократить аварийность вертолетов на треть

В Казани 26 октября 2008 года в 14.07 испытательный вертолет "упал всего в двадцати метрах от жилых коттеджей и в пятидесяти метрах от федеральной трассы, по которой в воскресный день проезжали тысячи дачников, а в пятистах метрах от места падения - трехэтажные элитные поселки…". Вам это ничего не напоминает? Даю подсказку. Суббота. Новорязанское шоссе и МКАД до Каширки забиты, включая обочины, сплошным потоком машин. 14.10 другой испытательный вертолет - Ка-52 заходит на посадку на ЛИК фирмы Камова. Единственное отличие - людей больше, да и строения выше, чем Казани, раз в десять. "Аллигатор" в конце 2008-го часто летал по выходным. Спрашиваю, почему в субботу, и после обеда? В ответ, торопятся завершить государственные испытания! В разговорах здесь и в Казани, ключевое слово - торопятся!

Если проанализировать итоги аварийности получается, что до трети всех аварий и катастроф вертолетов происходит именно в субботу и воскресение. Сосед - не авиатор, с которым мы по вечерам гуляем собак, на мое заключение отреагировал спокойно: "Ну и что, у нас каждый год ремонтируют дорогу вокруг дома исключительно по выходным. Почему? Потому что оплата за работу по выходным вдвое выше!". В сверхурочных и работе по выходным вертолетостроители не одиноки. "Любимое" время испытателей техники - выходные. Двигателестроители, например, проводят испытания исключительно в ночь с пятницы на субботу или с субботы на воскресение. Производство построено таким образом, что цеха собирают двигатели всю неделю. А когда проводить испытания, если в понедельник уже нужно успеть, доложить, рапортовать... Отсюда испытательные авралы в конце недели, месяца, года. Необходимость сдачи продукции вынуждает работать по выходным, в том числе затрачивая на оплату труда работников вдвое больше. Почему так происходит? Авралы и желание "прогнуться" остались с советских времен. Вспоминайте, как посмотришь в формуляр на дату изготовления - 30 или 31 декабря, прежде чем поднимать в небо, сто раз перепроверишь технику.

Пережитки советских времен не только в авралах, но и газетных штампах: "спас", "уводил"… К большому сожалению, они не приближают решение, а напротив, уводят от сути проблемы к черным ямам с безобразно торчащими из них обломками лопастей, которые еще несколько мгновений назад гордо назывались простым русским словом - "вертолет". Кстати, а как "увести" автомобиль на скорости 200 км/час, если произошло, например, разъединение тяги рулевого управления? Вертолет в отличие от автомобиля невозможно остановить в воздухе!

Что касается любимого в последнее время человеческого фактора, на мой взгляд, основная причина не "пилотский" человеческий фактор, а организация. При нормальной организации по маршруту и в зоне испытаний не должно быть коттеджных поселков и не нужно будет "уводить" летательный аппарат. Не летчики же распродают территорию вокруг аэродромов под застройку. Не летчики понастроили прямо по курсу взлета трехэтажные особняки с крышами, работающими, словно уголковые отражатели, обитатели которых от безделья стреляют по вертолетам и самолетам из всех видов оружия, слепят лазерными указками. Не летчики "изломали" глиссаду горбами и прогалами. Не летчики возвели внутри круга полетов вышки сотовой связи высотой по 100-150 м.

Зона испытаний должна быть совершенно свободной, оборудованной современной видеоаппаратурой, которая должна запечатлеть все мгновения, и самыми современными поисково-спасательными силами и средствами, способными не только в минимальное время придти на помощь, но и эффективно ее оказать. Ибо нет ничего дороже жизни, и никакой испытательный вертолет или двигатель не стоит того.

Несколько слов об организации поисково-спасательного обеспечения испытаний. "Аллигатор", "Акула", Ка-31, Ка-226, Ми-28 и другие наши "москвичи", как и прежде, проводят испытательные полеты в зоне на пересечении МКАД и Москва реки, развязка "Беседы". С тех пор много воды утекло, территорию рядом с МКАД застроили огромными супермаркетами и сервисными центрами, количество автомобилей увеличилось в десятки раз. Не дай бог, садиться на вынужденную, еще хуже - на воду. Несмотря на морские имена, плавать ни "Акула", ни "Аллигатор", и тем более "Ночной охотник" не умеют. А как вы себе представляете, должна продираться сквозь пробки наземная поисково-спасательная команда? По воздуху?!!

Много лет назад, когда летчик-испытатель камовской фирмы Георгий Шишкин сел на вынужденную, оказалось на ЛИК пошли на обед, а на поисково-спасательном вертолете были зачехлены лопасти (и это когда в воздухе опытный прототип). Беда всегда приходит в самое неподходящее время. В авиации можно расслабиться только тогда, когда все на земле! Испытания - это особое напряжение, особый настрой, особая собранность, особая ответственность. В выходные все это должно быть в несколько раз выше. Но человек не всесилен. Не зря придумали воскресение (чтобы приобрести новые силы, стать вновь бодрым). В выходные дни нужно отдыхать. Поэтому, если вероятность ошибки в выходной день больше на порядок, вина за происшедшее не на том, кто совершил, а на том, кто допустил ее совершить.

Чтобы добиться существенного сокращения числа вертолетных трагедий, необходимо выстроить нормальную систему организации безопасности полетов, в которой, кроме всего прочего, по курсу нет жилых поселков, нет авралов по субботам и воскресениям, соответствующее времени и задачам поисково-спасательная обеспечение, а главное - спешат медленно! Испытания слишком серьезное дело, чтобы торопиться. Мудрый русский язык богат на всякого рода присказки, в том числе обидные, но удивительно точные: спешка нужна при ловле... Вдумайтесь, качественная (это не значит запретительная) организация безопасности полетов только в выходные может позволить сократить аварийность вертолетов на треть!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка